Андрей Максимов: Гигинеишвили снял фильм про хороших людей

Посмотрел я фильм Резо Гигинеишвили "Любовь с акцентом". На премьере прямо и посмотрел: незнакомый мне режиссер пригласил меня через социальную сеть. Я пришел. Хорошее кино. Спасибо. Доброе и без пошлости. Писать не хотел, потому что думаю: я же - не кинокритик. Пусть кинокритики напишут. Кинокритики написали...

И я понял, что наша реакция на картину Гигинеишвили... как бы это сказать?.. не то, чтобы интересней самой картины (реакция и фильм - это вещи совсем разного порядка), но она, реакция эта, очень характерна.

Не сказать, чтобы "Любовь с акцентом" все ругали. Некоторые похваливали. Как правило, чуть высокомерно. Ругающие же резвились вовсю.

Больше всего меня поразила одна критик, которая в хорошей и серьезной газете несколько раз пнула Гигинеишвили знаете, за что? За то, что он - зять Никиты Михалкова. То есть, критик даже не предполагает, что в Надежду Михалкову можно просто влюбиться? Странно... И критику самой все это не противно писать? Видимо, нет. Полагаю: критик считает, что пишет остро.

Поскольку в рецензии досталось еще и Анне Михалковой, в связи с тем, что - она дочь, хочу со всей ответственностью заявить: незаметно, без вскриков и восклицаний Анна Михалкова стала одной из самых интересных актрис своего поколения. Она обладает редчайшим трагикомическим даром: ее трагические героини всегда немножко забавны и трогательны, а комические - чуть печальны. И вообще, безумную фразу "природа на детях отдыхает" явно придумал из зависти какой-нибудь сирота.

Надо признать, что Гигинеишвили снял очень смелое кино. Потому что огромнейшее количество сегодняшних фильмов рассказывают нам, в сущности, про одно: мы - мерзкие люди, которые мерзко друг к другу относятся и живут в каком-то мерзком мире. Забавно, что при этом авторы настаивают, что нас, таких мерзких, почему-то все равно надо жалеть. Так строится большинство лент "авторского кино": то есть, такого, которое рассчитано не на нас, посетителей кинотеатров, а на отборочные жюри международных кинофестивалей.

Гигинеишвили снял фильм про хороших людей, которые хорошо друг к другу относятся и живут в чудесном и красивом мире. Смело! Критикам это не понравилось: уж больно все понятно, разгадывать нечего. Это ж тебе не киноребус - неясный, но символический. Это ж тебе не трагическая история про современную грязь, притягательная в своей мерзости.

Это хорошее, понятное, искреннее, доброе кино - как же его не покритиковать?

Мне кажется, истоки этого чудесного фильма в знаменитых грузинских короткометражках. И не потому даже, что "Любовь с акцентом" - это несколько новелл, собранных в одну историю. Общее здесь - герои: люди вроде бы абсолютно реальные, но при этом - странные и, по-своему, таинственные. Мир, который они создают, с одной стороны - совершенно реальный, а с другой - невероятно парадоксальный. Как и авторы знаменитых короткометражек, Гигинеишвили хочет увидеть парадоксальное - в обыденном, странное в привычном. Будь это жители горного села, женщина, приехавшая в Грузии найти себе мужа, или дама-продюсер, которая разводится со своим мужем - режиссером.

Реакция на этот фильм показала, что многие из нас не готовы к восприятию картины "без фиги в кармане". Когда режиссер идет к нам с открытым забралом, ни на что не намекая, впрямую восторгаясь тем, чем он хочет восторгаться, - мы теряемся. Когда на что-то намекает, когда старательно лезет в только одному ему, режиссеру, видимые глубины - тогда нам понятно. А когда открыто, да еще и по-доброму - это сразу вызывает критические подозрения. Неужели нам не интересно простое доброе кино?

Я не знаю, в каком настроении и с каким предубеждением надо смотреть картину, чтоб не услышать, как минимум, два крика режиссера.

Первый: "Мы - хорошие!" Мы, жители бывшего СССР, которые так любят себя изобличать, ругать и расковыривать собственные раны, - мы хорошие. Да, странные, да, нелепые, да, потешные подчас, но мы заслуживаем того, чтобы Господь обратил на нас внимание, а мать Грузия помогла так, как помогает она героине Анны Михалковой. "Любовь с акцентом" - это картина, в которой показаны не патологические, а нормальные, естественно-порядочные отношения между людьми. Лично я по такому просто соскучился. И очень.

Второй, как мне кажется, очень важный крик: "Грузия - хорошая страна, в которой живут хорошие люди". Мне кажется, что смелость Резо Гигинеишвили еще и в том, что он поставил картину, которая должна реабилитировать его Родину в глазах молодых россиян. Для людей старшего поколения Грузия - это Давид Кипиани, Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе, Резо Чхеидзе, Роберт Стуруа, великие грузинские поэты Ираклий Абашидзе, Реваз Маргиани...

А для молодых? Для девочки, сидевшей недалеко от меня, которая, увидев на экране Вахтанга Кикабидзе (он играет в фильме маленький, но важный эпизод), спросила у мамы : "А это - кто? Такое знакомое лицо?.." Как мы днями убедились: власть в стране может меняться, но уважение к стране должно оставаться. И то, что Резо Гигинеишвили хочет влюбить нас в свою Родину, у меня лично вызывает огромное уважение.

Любой фильм может нравиться или нет - нормальное дело. Печально, когда мы не можем оценить режиссерскую доброту и искреннее желание подарить нам радость. Не столько для режиссера печально, сколько - для нас.