Эксперты: Читательскую грамотность в России необходимо повышать

В некоторых СМИ появилась информация со ссылкой на руководителя одной из общественных читательских организаций: на федеральном уровне принято решение о том, что Россия выходит из международного исследования PISA.

Напомним, это исследование проводится в 65 странах и показывает, каких успехов в обучении добились 15-летние подростки и как они могут использовать свои знания. Причина выхода из PISA якобы в том, что по показателям читательской грамотности наши школьники показывают скандально низкие результаты: они даже не понимают прочитанный текст.

За разъяснениями "РГ" обратилась к Галине Ковалевой, руководителю отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения (ИСМО) РАО, координатору исследований PISA в России.

- Из исследований PISA Россия, разумеется, не выходит, - рассказала Галина Ковалева. - Они ведутся трехлетними циклами. И все работы, которые были запланированы на 2012 год, выполнены. В них приняли участие 60 регионов, которые попали в выборку. Я как раз сейчас анализирую результаты по математической грамотности.

Именно математический аспект был в центре внимания в последнем цикле исследования PISA, которое проводится раз в три года по разным направлениям: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.

Более того, в проекте программы "Развитие образования" подтверждается участие России в исследованиях PISA до 2020 года, и стоит задача улучшить показатели. А всего наша страна будет участвовать не менее чем в семи международных исследованиях, связанных с качеством образования.

Но действительно, в прошлом цикле исследований, которые были посвящены читательской грамотности, Россия, к сожалению, была на 41 - 43-м месте из 65. Если другие экономически развитые страны в среднем набрали по читательской грамотности 493 балла из 1000 возможных, то наша молодежь только 459 баллов. Одна из причин такого низкого показателя в том, что тестирование проводится среди подростков в школах, колледжах и техникумах. И если школьники набрали около 499 баллов, то учащиеся колледжей только 407.

Впрочем, эксперты называют главной все же другую причину - наша школа делает упор на домашние задания и память учеников. В то время как в других странах, в том числе передовых в сфере образования - Финляндии, Эстонии, Канаде - большую часть нагрузки берет на себя школа.

Как у них

В Финляндии, которая занимает в исследованиях PISA первое место, школа делится на две ступени: начальную и среднюю, которую обязаны закончить все. Государство оплачивает обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание. Темп обучения в финской школе постепенный. В школе учат ответственности, и никто не навязывает и "не давит" на учеников. Домашние задания небольшие и не такие уж обязательные. Там другая система контроля: урок - домашнее задание - тесты, которые и являются контролем по усвоению материала. Финские учителя активно используют задания с поиском материала в Интернете, библиотеках, сеть которых четко отлажена. В лицеях, куда идут те, кто хочет получать высшее образование, знания финского, шведского и английского языков обязательны. Теперь лицеисты все чаще выбирают в качестве дополнительного языка русский.

Кстати

В каких еще международных исследованиях по качеству образования участвует Россия:

  • PIRL ( чтение и понимание текста)
  • TIMSS (качество математического и естественно-научного образования)
  • PISA (мониторинг знаний и умений).

В каких планируем участвовать:

  • с 2013 года в ICILS (оценка информационной и компьютерной грамотности)
  • с 2014 года в ICCS (оценка граждановедческой компетентности)
  • с 2013 года в AHELO (оценка профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений)
  • с 2013 года в PIAAC (оценка навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста).