"Пока невесть что, но все-таки тренд положительный, надо его закреплять", - оценил скромный успех президент РФ Владимир Путин на первом заседании совета по модернизации экономики и инновационному развитию России. Зато из "средней температуры по больнице" существенно выбиваются успехи в позициях "удобство налогового администрирования" и "условия для начала бизнеса" (всего ВБ оценивает 10 позиций). "Что касается удобства налогового администрирования, мы здесь, по-моему, даже обошли такие страны, как США", - сказал глава государства. (Россия перепрыгнула со 105-го места на 64-е за год.) Даже небольшой, но прогресс показывает, что задача улучшения инвестклимата выполнима, "главное - действовать комплексно и последовательно", заключил Путин.
Ранее высказанная президентом задача переместить Россию к 2018 году на 20-е место в рейтинге лежит на Агентстве стратегических инициатив, которое готовит "дорожные карты" по улучшению инвестклимата с оглядкой на составителей чарта. Авторы исследования учитывают, как в 185 странах мира обстоят дела с созданием предприятий, получением разрешений на строительство, подключением к системе электроснабжения, регистрацией собственности, получением кредитов, защитой инвесторов, налогообложением, международной торговлей, обеспечением исполнения контрактов и процедурами банкротства. Принимается во внимание количество процедур и время, которое на них уходит.
Поскольку считается "среднее арифметическое" всех индикаторов, рейтинг иногда дает неожиданные результаты.
Если верить исследованию, в Беларуси вести бизнес легче, чем в России. Союзное государство "выехало" на позициях "регистрация собственности" (3-е место), "открытие бизнеса" (9) и "обеспечение исполнения договоров" (13). Тем временем по подключению к электроэнергии Белоруссия находится на 171-й позиции, а по внешнеторговой деятельности - на 151-й. "Цифры в рейтингах часто просто не отражают экономическую реальность и слишком политически ангажированы", - считает Александр Разуваев, директор аналитического управления компания "Альпари". "Достаточно вспомнить свежую сделку Роснефть - TNK-BP, доля BP в "Роснефти" увеличится с нынешних 1,25% до 19,75%, это реальное отношение инвесторов к России, а данный рейтинг стоит меньше бумаги, на которой он написан", - категоричен эксперт.
Россия занимает 10-е место в мире по уровню номинального ВВП и при этом 112-е место в рейтинге ВБ, напоминает аналитик Инвесткафе Андрей Сахаров. В то же время практически все страны с большим ВВП находятся в первой тридцатке рейтинга. Исключения: Италия - 7-й объем ВВП в мире и 73-е место в рейтинге, а "коллега" по клубу БРИКС, Бразилия, вообще находится на 130-м месте. Так что масштаб экономики никак не влияет на простоту ведения бизнеса.
О том, что означают позиции России в рейтинге и как на них влияют "дорожные карты" по упрощению ведения бизнеса, "РГБ" беседует с гендиректором Агентства стратегических инициатив Андреем Никитиным.
- За счет чего существенно улучшилось место ФНС в перечне?
- Они работали с бизнесом, выясняли, что не устраивает в процедуре регистрации предприятий и подачи отчетности. Сейчас эту работу мы оформили в "дорожную карту" и будем выносить ее на ближайший Набсовет. Там еще есть куда двигаться. И не только там. Вот первый индикатор рейтинга, регистрация предприятий - там сейчас уже есть улучшения. Но та "дорожная карта", которую мы подготовили, позволит войти в двадцатку стран по этому показателю.
- И как скоро возможен качественный скачок по регистрации фирм?
- Я думаю, что за два-три года. В "дорожной карте" заложены очень понятные мероприятия. Единственный вопрос - объединение баз данных. Суть показателя в том, что измеряется все время, которое тратит бизнесмен на регистрацию предприятия. И даже если налоговая служба укладывается в свои 5 дней, которые у нее есть по закону, то потом предприниматель должен идти в банк, в фонды - и в сумме получается 30 дней, за которые нас все ругают. При этом банки могли бы запрашивать уставы сразу в налоговой службе, принимая решение об открытии счета, также как и фонды. Поэтому при переведении этого документооборота в электронный, мы можем целиком укладываться в 5-6 дней.
- Получение разрешения на строительство - что по этому индикатору?
- Здесь не получится достигнуть эффекта так быстро. Эта "дорожная карта" уже принята и реализуется, но основная проблема в том, что в стране не до конца откадастрированы земли. Рассчитываем, что эта работа закончится в ближайшие год-два. Другая проблема в том, что не используется исчерпывающий перечень документов для выдачи разрешения на строительство. Каждый регион к федеральному списку добавляет кучу своих "хотелок". Чем больше документов, тем больше у чиновника возможностей для каких-то коррупционных историй. В "карте" мы этот список ограничиваем, и где-то года за два сделаем эти правила полностью прозрачными и однозначно толкуемыми. А серьезные улучшения, я думаю, будут где-то к третьему году.
- Далее по списку подключение к системе электроснабжения. Тут мы вообще на предпоследнем месте!
- Эта "карта" уже работает. С точки зрения малого бизнеса, я думаю, мы в течение следующего года очень серьезно прорвемся по этому индикатору. Небольшие предприятия получат все возможности для быстрого подключения на ту мощность, которая им нужна. А пока у нас есть пирожковые, которые не могут годами подключиться к сетям! Летом президент встречался с жителями Брянской области, там этот пример приводит местный бизнесмен Александр Сысоев. Мы по поручению президента с этой историей разобрались.
Со средним бизнесом будет чуть дольше, но за три года по этой теме будет серьезный рывок. Бизнес хочет бесплатного подключения, но часто предприятия заявляют сумасшедшие мощности, сетевые компании строят под это сети, а потом мощность не выбирается. Должен быть такой принцип - "раз заявил, то плати за все", иначе эта разница ляжет в тариф населению.
- Теперь на очереди параметр "регистрация собственности" и "Получение кредитов и защита инвесторов". Как быть с ним?
- Дорожную карту по регистрации мы тоже выносим сейчас на Набсовет, в течение следующего года совместно с минэкономразвития добьемся рывка. Кредитами и защитой инвесторов планируем заняться в начале следующего года в рамках разработки четвертого "пакета" карт. Второй пакет мы уже выносим, третий - разрабатываем, а четвертый начнем где-то с января-февраля.
- У нас остались налогообложение, обеспечение исполнения контрактов, международная торговля и банкротство...
- Самый проблемный блок - международная торговля. Вопрос прохождения грузов в одну и другую сторону зависит от таможни, минтранса и контролеров - Россельхознадзора, Роспотребнадзора и т.д. Там динамика у нас за этот год только ухудшилась. Банк измеряет рейтинг с июля по июль, когда они собирали анкеты у предпринимателей, наши карты еще даже не приняло правительство. Здесь борьба будет сложной, но будем все усилия прилагать, чтобы ускорить эти процессы.
Если мы хорошо поработаем, то в следующем году мы должны войти в сотню "Doing Business-2014". И от 70 до 95-го места - это будет совсем хорошо. Да, этот рейтинг не совершенен и не отражает всего, но на него ориентируются в том числе иностранные инвесторы во всех странах. Инвесторов стало меньше, а желающих получить их - больше, поэтому другие страны будут двигаться еще быстрее по улучшению своих показателей.
- Кто нам наступает на пятки?
- Например, Казахстан, который находится на гораздо лучших местах. В ситуации ТС, часть инвесторов может открыть предприятие в Казахстане, а товар в Россию завозить. Мы лишаемся рабочих мест, налогов, инфраструктуры - такой риск существует и нам надо давать на него достойный ответ.