По данным НССО, объем собранных премий по ОСОПО составляет 8 млрд рублей, охват предприятий - 55%.
Андрей Юрьев напомнил, что первоначально в финансово-экономическом обосновании к законопроекту об ОПО минфин исходил из годового объема сборов на уровне 23 млрд рублей. Со следующего года в ряды застрахованных должны влиться опасные государственные и муниципальные предприятия. При этом, как отметил А. Юрьев, предварительные оценки показывают, что целый ряд предприятий из этой категории может столкнуться со сложностями, вызванными отсутствием запланированных расходов на обязательное страхование в бюджетах предприятий.
Одним из наиболее серьезных рисков в ОПО А. Юрьев считает нарушение условий жизнедеятельности в связи с авариями на ОПО. Так, в 2012 году только из-за одной аварии - прорыва нефтепровода и попадания нефтепродуктов в реку Ангару - ухудшение условий жизнедеятельности затронуло 300 тыс. человек, из них силами МЧС было переселено 3 тыс. человек. Из 430 аварий, связанных с ОПО, заявления на страховые выплаты были поданы предприятиями в 78 случаях. Это составляет 15% от всех случаев, которые теоретически могли быть сопровождены страховыми выплатами, если бы подобные риски были защищены договорами ОПО и по ним обращались страхователи.
В 2013 году процесс выплаты в ОПО по рискам жизни и здоровью граждан сильно упростится из-за введения таблиц выплат. Такие таблицы классифицируют ущерб здоровью по степени тяжести и определяют лимиты выплат пострадавшим.
Заместитель председателя правления страховой группы "СОГАЗ" Николай Галушин высказался о недопустимости либерализации тарифов в сфере ОСОПО. По его мнению, отказ от фиксированных тарифов и коэффициентов и переход к тарифному коридору приведет к тому, что подавляющее большинство договоров ОСОПО будут заключаться по его нижней границе.
Другой угрозой рынку ОПО он назвал инициативу, связанную с выведением из-под действия закона об обязательном страховании тех опасных объектов, которые могут быть отнесены Ростехнадзором к наименьшему классу опасности (4-му классу) - в их числе могут оказаться до 80% всех ОПО. Если для владельцев этих объектов обязательное страхование ответственности будет заменено на добровольное (соответствующее предложение ранее было озвучено РСПП), это приведет к массовому отказу владельцев ОПО 4-го класса от заключения договоров страхования, а также к стремлению владельцев ОПО переквалифицировать свои объекты с более высокого класса опасности на 4-й класс. По словам Николая Галушина, это станет ударом для рынка ОПО и для всей системы социальной защиты граждан.
Между тем Ростехнадзор не торопится контролировать процедуру ОСОПО. Как следствие, по результатам первого полугодия полисами располагают лишь 200 из почти 400 тысяч ОПО и гидротехнических сооружений. По словам исполнительного вице-президента группы "Ренессанс Страхование" Натальи Карповой, изначально планировалось, что в течение I квартала все владельцы ОПО застрахуют свою ответственность, а со II квартала контролирующие органы начнут свои проверки. На самом деле получилось по-другому: наиболее ответственные владельцы ОПО застраховались еще в конце 2011 года, а остальные принимают решение только в преддверии проверки Ростехнадзора, которая производится один раз в три года.
Чтобы снизить расходы на страхование, многие владельцы используют варианты снижения премии: укрупняют объекты и переводят их из одной группировки в другую. В первом случае премия снижается в 2-3 раза, во втором - в 5 раз и более.
В итоге уже ясно, что рынок обязательного страхования ОПО не достигнет такого объема, какой ожидался от него в прошлом году.