Патриарх Кирилл назвал 4 ноября днем солидарности

Празднование Дня народного единства началось со службы в Успенском соборе Кремля. Литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На ней были "вознесены" прошения о благоденствии Отечества и упокоении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Обращаясь к собравшимся на литургии во время проповеди, Святейший Патриарх Кирилл поздравил всех с праздником Казанской иконы Божией Матери и с Днем народного единства. Отметив, что в этом году мы празднуем 400-летие судьбоносного события - избавления от Смуты, он подчеркнул, что события Смутного времени и последовавшего за ним иностранное вторжение находятся "в ряду самых опасных, потрясших основы бытия" событий в истории России. Особым подвигом, сохранившим веру и Россию, стало сопротивление святого Патриарха Гермогена, отказывавшегося, несмотря на уговоры и угрозы, признать законной чужеземную власть и славшего из своего заточения воззвания к сбору ополчения. Это воззвание достигло умов и сердец. Ополчение собралось и победило. В память об этом событии было сделано несколько списков с чудотворной Казанской иконы, сопровождавшей русские войска. Один из них, находящийся в Казанском соборе Санкт-Петербурга, был принесен в Москву и находился на литургии.

Патриарх сказал собравшимся, что молился перед этой святыней о том, чтобы никогда смута в головах, потеря ориентиров не приводила больше к гражданским столкновениям, революциям, потере национальной независимости". Поскольку независимость - это не только политическое понятие, но и духовное. Патриарх Кирилл передал храму в Катыни почитаемую в Польше чудотворную икону - Ченстоховский образ Богородицы. Эта икона - вместе с Казанской - находилась в центре Успенского собора Московского Кремля во время торжественной литургии. Подчеркнув, что придает важное значение посланию народам России и Польши, подписанному в Варшаве летом этого года главами Русской и Польской католической церквей, в основе которого - призыв к взаимному прощению, Патриарх Кирилл сказал, что воодушевлен тем, с какой "великой радостью и теплым чувством отозвался польский народ" на это послание. Ченстоховская икона передана, по словам Предстоятеля, для того, чтобы "перед ней могли молиться и русские, и поляки за своих отцов и братьев, чтобы там могла совершаться сугубая молитва о полном примирении наших народов".

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия XI выставки-форума "Православная Русь - к Дню народного единства". Ее тема: "Церковь, власть и народ. Уроки преодоления смуты и обретения единства".

Выставка - один из заключительных аккордов Года российской истории, полного самых громких национальных юбилеев и дат. 1150-летие зарождения российской государственности, 400-летие мученической кончины святого Патриарха Гермогена, 400-летие победы ополчения Минина и Пожарского и преодоления смуты, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года и 100-летие преставления равноапостольного Николая.

- Мы называем этот год Годом российской истории. В центре этой истории - духовный подвиг людей, потому что тогда, когда был силен дух нашего народа, мы побеждали, - сказал глава РПЦ. - Когда дух ослабевал, когда мы теряли национальное самопонимание, верность своей вере - наступали трудные годы. Святейший убежден, что народ и страна жизнеспособны тогда, когда они сохраняют единство.

На выставке началось и продлится до 8 ноября голосование за проект памятника Патриарху Гермогену, который будет сооружен у стен Кремля в Александровском саду. Его открытие запланировано на 25 мая 2013 года - к 100-летию со дня прославления патриарха в лике святых. Посетителям предложено выбрать лучший из 60 вариантов памятника.

- По благословению священномученика Патриарха Гермогена было сформировано народное ополчение, которое освободило Москву, - наполнил накануне в интервью одному из информационных агентств Патриарх Кирилл. - И памятник святому должен был появиться у Кремля тогда же, когда и памятник Минину и Пожарскому. Но имя Патриарха Гермогена, к сожалению, оказалось незаслуженно забыто. А ведь его подвиг стоит в одном ряду с подвигами таких выдающихся личностей, как святые благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, генерал-фельдмаршал Кутузов и маршал Жуков. Памятник восстанавливает историческую справедливость, которая заключается в том, что без подвига Святейшего Гермогена, других архиереев и пастырей, возвысивших свои голоса против беззакония, без православной веры, которая остановила братоубийственный меч, не было бы нашего Отечества, которое могло бы сгинуть в пучине разделений и распрей.

Из досье "РГ"

Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери долгое время отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени. В 1737 году чтимый образ Казанской иконы Божией Матери был перенесен в Санкт-Петербург в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, на месте которой в 1810-х годах был построен Казанский собор. Икона была в ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. В память об этом событии на Красной площади был возведен Казанский собор, который был ликвидирован летом 1936 года. 4 ноября 1993 года он был восстановлен.

Из интервью Патриарха Кирилла, данного корреспонденту ИТАР-ТАСС накануне праздника:

Человеческие разделения - неизменный спутник падшего мира, лежащего, как говорит Священное Писание, во зле (см. 1 Ин. 5, 19). И наш личный грех производит смуту в сердцах, нелюбовь к ближнему, гордыню и эгоизм, которые рано или поздно взрывают общественное спокойствие. Смутное время - печальная эпоха национального разделения, время, когда в нашей стране ожесточение достигло крайней степени, когда люди были готовы обагрить руки в крови своих братьев. Преодоление этой духовной болезни - действительно, наша общая победа над самими собой, которая была бы невозможна без веры и благодатной помощи Божией.

Отмечая 4 ноября, - праздник, который появился в наших календарях во многом благодаря усилиям религиозных лидеров нашей страны, - мы должны не только радоваться славным делам наших предков, но и помнить, что породившие Смуту явления не изжиты еще до конца в нашем народе.

Сегодня, как и 400 лет назад, мы стоим перед соблазнами гордыни и превозношения одних людей над другими, перед завистью, которая ищет справедливости в насилии. Каждый день мы с вами и все наше общество совершаем выбор, который либо отдаляет, либо приближает времена, подобные смутным. Эти мелкие шаги, которые мы делаем, ведут нас по пути создания справедливого и процветающего общества или в обратном направлении. И наша совесть здесь является самым лучшим компасом. Однако этот компас не действует вне духовной традиции. Если кто-то из наших собратьев выстаивает воскресную Литургию, а утро рабочей недели начинает с взятки, считая это нормальным, - значит что-то не в порядке с его нравственными координатами.

"Высокие идеалы" - это не просто красивые слова. Высокие идеалы проявляются в самых незначительных на первый взгляд вещах, в повседневных "мелочах": в бытовом поведении, в отношении с ближними, в добросовестности на работе, в соблюдении правил человеческого общежития и законов государства.

Благополучие любого общества во многом зависит от того, насколько самоотверженно и честно трудится каждый человек на своем месте. Но эти труды теряют свой смысл, если в их основе лежит принцип, согласно которому человек рассматривается как средство для достижения любых целей.

Кроме того, христианин призван к изменению себя - избавлению от греха. А если мы будем менять себя, то будет меняться и общество. Если мы будем стараться менять общество, на себя самих не обращая внимания, то наши усилия будут бесплодны. Это вовсе не означает, что не надо решать существующие проблемы. Я лишь хочу указать на их причину и на теснейшую взаимосвязь внутреннего мира человека и состояния общества. Государство оценивает поступки гражданина, поощряя их или наказывая. Так работает государственный, да и общественный механизм. Церковь же имеет дело с устроением человеческой души, стремится преобразить внутреннюю жизнь человека.

У Кремлевской стены в Александровском саду в марте этого года Вы возглавили церемонию закладки памятника Патриарху Гермогену - вдохновителю народного ополчения 1612 года. Почему, на Ваш взгляд, памятник именно этому Предстоятелю Русской Церкви должен стоять в таком месте - в самом центре Москвы?

Именно по благословению священномученика Патриарха Гермогена было сформировано народное ополчение, которое освободило Москву. И памятник святому Патриарху должен был появиться у Кремля тогда же, когда и памятник Минину и Пожарскому, - в 1913 году. Но имя Патриарха Гермогена, к сожалению, оказалось незаслуженно забыто. А ведь его подвиг стоит в одном ряду с подвигами таких выдающихся личностей, как святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, генерал-фельдмаршал Кутузов и маршал Жуков.

Памятник восстанавливает историческую справедливость, которая заключается в том, что без подвига Святейшего Гермогена, других архиереев и пастырей, возвысивших свои голоса против беззакония, без православной веры, которая остановила братоубийственный меч, не было бы нашего Отечества, которое могло бы сгинуть в пучине разделений и распрей.

Вот как священномученик Гермоген взывал к мятежникам: "Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам, всякого чина и возраста. Вы отпали от Бога, от правды и Апостольской Церкви. Я плачу, помилуйте свои души. Забыли вы обеты Православной веры вашей, в которой родились, крестились, воспитались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви… На кого вы поднимаете оружие? Не на Бога ли сотворившего вас, не на своих ли братьев, не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Господа Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть. А мы примем вас кающихся". Эти слова остаются актуальными и сегодня, когда некоторые люди не воспринимают надругательство над святынями как нравственное преступление.

Сейчас завершается конкурс проектов на создание памятника священномученику Гермогену. Очень надеюсь, что тот проект, который в итоге победит, сможет видимо воплотить смысл и значение подвига этого великого святого.

Ваше Святейшество, Вы посетили около сотни городов и весей от Камчатки до Калининграда, встречаетесь с простыми людьми и с представителями власти. Сопровождая Вас в поездках по епархиям, замечаю, как в последнее время к лучшему меняется вид городов и деревень, люди начали заботиться не только о выживании. А какой Вам видится Россия сегодня? Какова тенденция?

При ответе на такой вопрос важно удержаться от крайностей. В российских регионах наметились позитивные тенденции. Но вместе с тем осталось и немало социальных, экономических и прочих проблем. Очень многое зависит от местных властей, которые несут огромную ответственность за происходящее во вверенных им областях. Конечно, также важно, чтобы и федеральная власть "видела" регион, чтобы люди "на местах" чувствовали, что все мы живем в одной стране.

Не мое дело судить об общей экономической тенденции. Но не могу не сказать Вам, о чем я всякий раз думаю во время поездок, - о поразительном богатстве наших земель. Удивительно, как щедро оделил нашу страну Господь.

Честно трудясь, стремясь послужить общему благу, любая самая отдаленная деревня будет способна преодолеть существующие трудности. Вспомните освоение сибирских земель: переселенцы из европейской части России отправлялись в такие места, которые и сейчас сложно найти на карте. Почему они выжили, а мы до сих пор пользуемся результатами их труда? Потому что сила их духа, стойкость перед лицом трудностей и соблазнов опиралась на крепкую веру, искреннюю молитву и служение собратьям. Поэтому именно в возрождении Православия я вижу одно из важнейших условий процветания российской глубинки.

Самые значительные события 2012 года, на Ваш взгляд.

Любой верующий человек, обращая взгляд на минувший год, призван вспомнить о совершенных добрых делах и постараться исправить свои ошибки. А рейтинги самых значимых событий года оставим политологам и социологам.

Но я бы хотел сказать вот о чем. Примером милосердного служения для множества наших собратьев стала организация помощи пострадавшим в Крымске. Беда Крымска обнаружила нашу способность приходить на выручку, стремиться на помощь незнакомым людям, бросая привычные и очень срочные, горящие собственные дела. Обнаружила нашу способность любить чужих людей и принимать их беду как свою. Это поистине евангельское служение и пример жертвенности и неравнодушия, который так важен для всего нашего общества.

И вот еще о чем скажу. Мы призваны проявлять сострадание не только во время катастроф национального масштаба. Если мы оглянемся вокруг, то обнаружим много таких "крымсков": в провинциальных детских приютах, домах престарелых, привокзальных ночлежках для бездомных. Церковь сегодня, как и всегда, приходит в такие места, совершая служение любви и милосердия, дела благотворительности и сострадания.

Памятуя об этом, не оставаясь безразличными к нуждам собратьев, мы сможем назвать не одно значимое событие в каждом уходящем году.

Считается, что Церковь стремится стать одним из гражданских институтов общества - выстраивает диалог с разными силами, с властью, с международными организациями. Ряд общественных деятелей негативно относятся к этой активности. Как Вы мотивируете такую политику Церкви?

Христианская община издревле была тем, что сейчас называют институтом гражданского общества. Общины строились на основе самоорганизации, на прочных внутренних связях, согласованно представляли свои интересы. Эти механизмы были восприняты светским обществом, однако не всегда наполняются христианским содержанием.

Смысл всего, что делает Церковь, в том числе, вступая в диалог с обществом, - свидетельство об Истине Христовой, желание утвердить в жизни людей традиционные духовно-нравственные ценности, без которых, на наш взгляд, немыслим гражданский мир и развитие. Поэтому в данном случае неуместно говорить о политике. Это не политика, но апостольская миссия Церкви. Господь направлял апостолов просвещать народы светом Истины, руководствуясь не "политическими мотивами", но стремлением указать всем людям путь ко спасению.

А какие ярлыки только не навешивают на общественное служение Церкви! Лишая верующих права сообща выражать свою позицию по общественно важным вопросам, некоторые силы пытаются построить социум на безбожных началах. Активность Церкви, борющейся с грехом, им, конечно, не по нраву. Но ведь мы в таком случае должны честно называть вещи своими именами. Церковь никогда не будет молчать при виде греха и порока, тем более при виде его массового распространения и оправдания.

Когда начали восстанавливать церкви, 20 лет назад, и сейчас чаще всего изображаются открытые страницы Евангелия от Матфея: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим". А сейчас, на Ваш взгляд, какие евангельские слова актуальны?

Любые слова Святого Евангелия актуальны в каждый момент человеческой истории. Сейчас, как и при земной жизни Спасителя, Благая Весть во всей своей полноте, которая не исчерпывается одной-двумя яркими цитатами, обращена к каждому из нас. От нас и только от нас зависит, принять ее или нет.

Фоторепортаж