При направлении запросов сотрудниками полиции используются следующие нормы права. Прежде всего это пункт 4 статьи 13 Закона "О полиции", который гласит: "В связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан".
В обоснованном запросе о предоставлении информации должны быть указаны: документы номера уголовного дела, номера регистрации по Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП), фамилия лица, ответственного за проверку заявления либо осуществляющего расследование, а также описание необходимости истребования именно указанных документов и информации. Отсутствие какого-либо из вышеперечисленных элементов указывает на незаконные требования и дает право не отвечать на запрос. Но все-таки есть руководители, которые, вместо того чтобы обратиться к адвокату, предпочитают ответить на такой запрос и предоставить информацию, документы. Причина лежит в нежелании ссориться с сотрудниками полиции и мнении, что скрывать нечего.
Однако если до этого момента запрос был незаконным, то после появления в распоряжении соответствующих органов полученных документов могут возникнуть основания для законного запроса. Не получив ответа на этот запрос, полиция имеет право обратиться в суд и доказать противоправность действий руководителя организации. Ведь по статье 19.7 КоАП РФ за непредоставление документации предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа: на граждан - в размере от 100 до 300 рублей, на должностных лиц - от 300 до 500 рублей, на юридических лиц - от 300 до 5000 рублей.
Кстати, работники полиции не имеют права проводить проверки финансовой, хозяйственной, торговой и предпринимательской деятельности. Такие поправки к Закону "О милиции" приняты Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности", который вступил в силу с 10 января 2009 года. Он признал утратившими силу законные положения пункта 25 и пункта 35 статьи 11 Закона "О милиции". Позже был принят ФЗ от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", одной из задач которого было также сокращение проверочной нагрузки на бизнес. В настоящий момент работники полиции проводят проверки, руководствуясь Законом "Об ОРД". В статье 6 этого закона устанавливается перечень оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ), которые они могут проводить. В их числе: опрос; обследование помещений, зданий, сооружений; исследование предметов и документов.
Обследование производится работниками полиции обязательно в присутствии двух понятых и представителя организации. Осматривая конкретное помещение, сотрудник полиции описывает его и составляет протокол. В процессе осмотра сотрудники полиции имеют право осматривать лишь предметы и документы, находящиеся в их поле зрения (на столах, стеллажах, полках), и не имеют права открывать запертые помещения, в том числе шкафы. Иногда представители правоохранительных органов могут попросить участвующего в деле работника предприятия открыть запертое помещение под различными предлогами (например, на том основании, что тот обязан выполнять распоряжения сотрудников полиции). В случае если представители правоохранительных органов превышают свои полномочия, необходимо сразу зафиксировать данный факт, внеся замечание в протокол. Если сотрудник полиции отказывается вносить замечание, у представителя организации существует возможность сделать пометку о несогласии с данным протоколом. Если работник предприятия сам откроет помещение, шкаф, сейф и т.д. и даст документы сотруднику полиции, то это не будет считаться нарушением, поскольку фиксируется в протоколе как добровольное предоставление информации.
Позволю себе небольшое отступление, касающееся различий обыска и осмотра. Обыск отличается от осмотра тем, что он проводится только в рамках уже возбужденного уголовного дела. Если для производства обследования достаточно постановления "О проведении ОРМ", то для проведения обыска необходимо возбужденное уголовное дело с присвоенным ему регистрационным номером, а также постановление "О производстве обыска" с указанием номера уголовного дела и конкретного помещения, в котором должен быть произведен обыск.
Хотя статья 6 Закона "Об ОРД" предусматривает опрос сотрудников организации, в законе нет указаний на то, что граждане обязаны давать объяснения сотрудникам полиции. Законом также не предусмотрено ответственности за отказ от дачи объяснений даже без указания причин отказа. Получается, что право работников полиции может быть реализовано только в случае взаимного согласия.
Существует несколько структур, которые контролируют деятельность полицейских. Если действия сотрудников полиции, на ваш взгляд, противоречат законодательству, можно составить жалобу в свободной форме и подать ее в прокуратуру, суд, управление собственной безопасности (УСБ МВД) согласно статье 57 Конституции РФ. В жалобе необходимо указать, какое конкретно действие сотрудником полиции было совершено и какую норму закона он при этом нарушил. В резолютивной части жалобы нужно указать, что именно вы просите: провести проверку по данному факту нарушения, принять меры по устранению нарушения, отменить незаконное решение, привлечь к ответственности и т.д. Обязательно нужно дополнить жалобу просьбой письменно проинформировать вас о принятом решении, иначе ответа на жалобы можно не получить вовсе. Когда нет времени писать жалобы, т.к. нарушение вопиющее и происходит сию минуту, нужно звонить в службу "02", прокуратуру и УСБ.
Внимательность к любым мелочам в ходе проведения ОРМ позволит в дальнейшем избежать многих сложностей, отстоять свою позицию, а также избежать начала проведения такого расследования.