Наиболее важные для субъектов РФ полномочия сконцентрированы на федеральном уровне. В том числе в сфере защиты окружающей среды, охраны водных биологических ресурсов. Но, увы, объем финансирования тут мизерный, техническое и кадровое обеспечение - из рук вон. В итоге с 2005 года на Ямале набрало небывалый размах браконьерство, оно ведет к существенному сокращению запасов ценных промысловых рыб, подрывает экономику хозяйств коренных северян.
Неужели мириться с этим? Округ стал вкладывать солидные средства в оснащение надзорных служб, прямо неподконтрольных ему, в патрулирование морских заливов. Однако де-юре такой шаг можно рассматривать и как нецелевые траты бюджета.
Аналогичная картина с особо охраняемыми природными территориями. Сегодня идут переговоры с соответствующими ведомствами о передаче ЯНАО трех федеральных заказников, фактически оставшихся без присмотра. Регион гарантирует наведение порядка, для чего больших денег не понадобится. Главное - определиться со статусом заказников.
Возвращение отдельных полномочий, как видим, - это не перетягивание одеяла, а насущная необходимость. Тут следует опираться на два ключевых понятия: социально-экономическая целесообразность и финансовая обеспеченность региона.
В российском парламенте неоднократно шли дискуссии о взаимодействии высшего должностного лица субъекта РФ и территориальных органов исполнительной власти РФ. Губернатор не обладает рычагами влияния на эти подразделения, с ним лишь согласовывают кандидатуры назначаемых руководителей. Последние не несут ответственности перед населением региона и, как следствие, порой принимают недостаточно взвешенные решения. Думаю, вряд ли что-то изменится без предоставления главам регионов права инициировать отстранение руководителей от должности, вносить предложения по структуре федеральных подразделений исполнительной власти. Их отчетность перед губернаторами тем более логична в свете возвращения к всенародным выборам глав субъектов.
Решение всех этих вопросов невозможно без тесного взаимодействия с федеральными органами власти, в том числе посредством внесения законодательных инициатив от региона. Мы к такому праву активно прибегаем, однако и здесь не без проблем: нередко законопроекты представительных органов власти, одобренные экспертами Госдумы, правительства РФ, годами не доходят до рассмотрения депутатами федерального парламента. Полагаю, что отношение к инициативам с мест будет кардинально иным, если региональный законопроект - разумеется, при наличии положительного заключения - внесет само правительство. Именно оно компетентно сделать финансово-экономическое обоснование проекта, когда предусмотренные документом изменения ФЗ касаются всех субъектов Федерации.