Мероприятие председатель правительства Дмитрий Медведев начал с пожелания Сергею Шойгу успехов на посту министра обороны. "У нас за столом появился "малознакомый" человек, - пошутил премьер. - Сергей Кужугетович Шойгу, мы вас приветствуем в обновленной команде правительства, желаем успехов в должности министра обороны". Присутствующих членов кабмина Дмитрий Медведев попросил оказывать Шойгу необходимую поддержку в новой должности.
Проявить себя на первом заседании новому министру, впрочем, не удалось, поскольку оно было практически полностью посвящено транспортным вопросам. Сначала речь зашла о госпрограмме "Развитие судостроения", которую правительство одобрило после короткой дискуссии. Смысл этого документа заключается в том, чтобы восстановить позиции России в мировом кораблестроении. Дмитрий Медведев поставил цель увеличить к 2030 году выпуск продукции гражданского назначения почти в 5 раз и создать более 100 тысяч высококвалифицированных рабочих мест. На эти цели власти планируют выделить более 600 миллиардов рублей, в том числе 330 миллиардов из федерального бюджета.
Все эти средства пойдут на создание перспективной морской и речной техники, обновление производственных фондов научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Не обойдется и без инновационного развития отрасли. "Корабли, суда пора создавать в цифре, так, как мы последние годы создаем самолеты, а не так, как это было принято на протяжении сотен лет, - подчеркнул премьер - Цели такие: в 30-м году увеличить выпуск продукции гражданского назначения почти в 5 раз, добиться значительного роста производительности труда - тоже почти в 5 раз, минимум в 4,5 раза, создать и модернизировать более 100 тысяч высококвалифицированных рабочих мест". Таким образом, доля российской гражданской техники на мировом рынке должна превысить 15 процентов.
Программа развития российского судостроения синхронизирована с запросами компаний нефтегазового комплекса. По словам главы минэнерго Александра Новака, спрос на российские суда и платформы к 2030 году составит порядка 1400 единиц. Этот заказ минэнерго оценивает примерно в 1 триллион рублей для отрасли.
Весьма внушительные средства предусмотрены на реализацию инвестпрограммы РЖД - более триллиона рублей в течение трех лет. "Конечно, этих денег недостаточно, чтобы решать проблемы, стоящие перед отраслью. Мы рассчитываем на то, что программа в целом будет становиться более амбициозной, учитывать потребности экономики в динамичном и инновационном развитии железнодорожного транспорта", - сказал Медведев. По его словам, только в ближайшее время нужно будет увеличить пропускную способность по так называемому восточному полигону, создать доступы и подходы к дальневосточным портам, внедрять высокоскоростной железнодорожный транспорт. Средства РЖД, естественно, не бесконечны, поэтому Медведев призвал оптимизировать работу компании, снизить издержки и начать искать новые источники финансирования. А министр транспорта Максим Соколов добавил, что компании РЖД так или иначе придется наращивать кредитный портфель для реализации заявленного объема инвестиционной программы в 2013-2015 годах.
Глава РЖД Владимир Якунин, в свою очередь, активно указывал на финансовые ограничения для РЖД. По его словам, к 2015 году инвестпрограмма РЖД практически исчерпает источники финансирования, и после этого реализовывать поставленные премьером задачи можно будет только с помощью прямой государственной поддержки инфраструктуры железнодорожного транспорта. "Причем речь идет не о поддержке компании, речь идет о поддержке инфраструктуры железнодорожного транспорта", - подчеркнул Якунин.
Просьба Якунина о прямой господдержке пришлась не по душе главе минэкономразвития Андрею Белоусову. По его мнению, она необоснованна, поскольку компания остается высокорентабельной и способна самостоятельно наращивать долговую нагрузку. Так, рентабельность железнодорожных перевозок только в 2013 году составит более 10 процентов, а это, по мнению Белоусова, очень высокий уровень.
Правительство также проанализировало рост производства в российском автопроме. По словам Дмитрия Медведева, ситуация в автомобильной промышленности на сегодняшний день очень неплохая: объемы производства автомобилей за девять месяцев текущего года составляют 1 миллион 600 тысяч штук. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они увеличились практически на 12 процентов. "Рост хороший, надо признаться, он может быть одним из лучших в мире, потому что пока еще рынок у нас не насыщен до такой степени", - отметил Медведев.
Глава правительства напомнил о принятых мерах по поддержке автопрома. "Сроком на восемь лет заключены новые четыре соглашения, которые предусматривают льготы по ввозным пошлинам на автокомпоненты, при условии, что автопредприятия примут на себя дополнительные обязательства", - сказал руководитель кабмина. Речь идет о расширении производственных мощностей до 350 тысяч автомобилей в год и оснащении не менее 30 процентов выпускаемых автомобилей двигателями и коробками передач российского производства. Кроме того, на период с 2018 по 2020 год из федерального бюджета будут компенсироваться дополнительные затраты на уплату пошлины для ввоза автокомпонентов. "Чтобы все понимали, что мы свой автопром не бросаем, а стараемся действовать в соответствии с правилами ВТО, но в то же время поддерживаем национального производителя", - пояснил премьер.
После заседания глава минпромторга Денис Мантуров сообщил, что правительство не намерено сокращать объем поддержки автопрома в связи со вступлением России в ВТО. "До 2020 года у нас не то что сокращение, у нас увеличение финансирования из бюджета", - заявил он. В частности, на компенсацию выпадающих доходов от повышения пошлины на комплектующие в 2018-2020 годах будет выделено 7 миллиардов долларов.