Объемы информации, которая открывается правительствами других стран в машиночитаемом виде, огромны и постоянно растут. Так, британский сайт Data.gov.uk приводит список почти 9000 доступных государственных баз данных, американский сайт data.gov - 6000.
Теперь очередь дошла до России: президент Владимир Путин поручил правительству до 15 июля будущего года также обеспечить доступ в машиночитаемом формате к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов власти.
"В мире открытые госданные - основа для организации огромного по своим объемам бизнеса, - заявил министр по связям с "Открытым правительством" Михаил Абызов. - Речь идет о различных приложениях и сервисах, созданных на основе этих данных. Государство не может самостоятельно разрабатывать, например, те же мобильные приложения, это задача бизнеса - сделать на основе открытых госданных необходимые сервисы для конечных пользователей: граждан и бизнеса". По его оценке, обеспечение доступа к данным, накопленным госорганами, может значительно увеличить долю IT-отрасли в российской экономике.
Машиночитаемые данные - это информация, которую можно скачать с компьютера на компьютер без участия человека, в удобном формате и затем легко обработать. Например, таким образом в России уже доступна собираемая государством в интересах бизнеса очень важная информация - о банкротствах компаний (www.fedresurs.ru), о госзакупках (www.zakupki.gov.ru).
И вот на базе информации с сайта госзакупок, которая была объединена разработчиками с данными о компаниях, о других торговых процедурах, за короткий срок были созданы удобные системы, позволяющие бизнесу принимать маркетинговые решения, анализировать спрос и предложения.
"На основании данных о госзакупках в России за несколько лет возник рынок маркетинговой информации объемом $40-50 млн в год", - рассказал исполнительный директор группы "Интерфакс" Владимир Герасимов. Другой пример - создание информационных систем, позволяющих бороться с мошенничеством, например, оценивать вероятность того, что та или иная компания может оказаться опасной для бизнеса однодневкой. Для расчета такого Индекса должной осмотрительности используется информация из государственных баз о регистрации, лицензировании компаний, финансовая отчетность, а также другие сведения, которые разработчики таких моделей собирают уже сами: о телефонах, адресах компаний и т.д.
Повышение доступности данных означает также снижение нагрузки на чиновников, к ним уменьшается число различных запросов. Министерство экономического развития, чтобы успеть выполнить указ президента, активно ведет сейчас разработку концепции открытых данных РФ, предложений по принципам и подходам к обеспечению доступа к открытым данным. По словам директора департамента госрегулирования в экономике минэкономразвития Алексея Херсонцева, необходимо решить, как организационно будет строиться процесс открытия госданных, определить набор открываемых данных, разработать технические требования к ним, оценить затраты. Херсонцев рассказал, что в министерстве уже сформирован перечень открываемых данных - около 100 позиций. Пилотными ведомствами стали минкомсвязь, минобрнауки, ФНС и само минэкономразвития.
Министерство озабочено также информподдержкой процесса открытия госданных. Речь идет как о простом информировании граждан, так и о подталкивании бизнеса к развитию рынка приложений на основе открытых госданных - проведении различных конкурсов, введении механизмов грантовой поддержки и т.д. В противном случае усилия и деньги на открытие данных будут потрачены, а реального эффекта это может не дать. Минэкономразвития планирует к февралю 2013 года апробировать выбранные подходы к открытию госданных, форматы, оценить издержки, а затем приступить к непосредственной реализации проекта по открытию госданных, внесению изменений в нормативно-правовую базу.
Сейчас именно противоречия в законодательстве часто не дают ведомствам возможности давать доступ к информации в удобном для разработчиков виде. Кроме того, объем предоставляемых данных и порядок доступа к ним регулируется самостоятельно каждым ведомством. Доступ к своим данным госорганы предоставляют через Интернет. Но тот или иной реестр они размещают в формате и виде, который чаще всего исключает возможность скачать весь массив данных. Предоставляется только возможность поиска информации по определенной компании или объекту, что ограничивает возможности для дальнейшего использования данных.
По словам директора службы по мониторингу законодательства агентства "Интерфакс" Оксаны Коваленко, чтобы решить эту проблему, потребуется выделить открытые данные в отдельное понятие, определить их статус, ввести требования к форматам, способам их предоставления.