Эксперт: Регулирование земельных отношений требует реформ

Назрел ряд срочных изменений в законодательном регулировании сферы строительства и земельных отношений. Нужно развивать институты комплексного освоения и застройки территорий, предусмотренные Градостроительным и Земельным кодексами, но не работающие в полной мере. В частности, для того чтобы эффективно заработал институт развития застроенной территории, целесообразно внести незначительные изменения в статью 46.1 Градостроительного кодекса. Цель - предусмотреть возможность принятия решения о развитии застроенной территории и в отношении территории, занятой иными объектами капитального строительства (не только "ветхим" жильем), снос или реконструкция которых планируется на основании муниципальных адресных программ.

По-прежнему актуален вопрос регулирования отношений с органами власти при строительстве объектов инфраструктуры. В субъектах РФ и муниципальных образованиях, ввиду бюджетных ограничений, отсутствует возможность осуществить финансирование всей необходимой инфраструктуры за счет бюджетных средств. При этом нет ясного механизма взаимодействия органа власти и частного застройщика при строительстве объектов различного назначения и инфраструктуры. В этом может помочь закон о государственно-частном партнерстве, проект которого сейчас находится на согласовании в правительстве РФ. Законопроект направлен на снятие существующих ограничений и расширение возможных форм реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства. В то же время за рамками предполагаемой сферы регулирования законопроекта пока остаются вопросы строительства объектов коммунальной инфраструктуры.

Для Москвы архиважно скорейшее принятие Правил землепользования и застройки, в отсутствие которых фактически имеет место принятие "индивидуальных" решений о виде объектов, разрешенных к строительству на том или ином участке, находящемся в том числе в частной собственности. Так же, как жизненно необходим и прозрачный механизм предоставления земельных участков для строительства в Москве.

В текущую сессию Госдумы предполагается рассмотреть законопроект, предусматривающий совершенствование порядка определения правового режима использования земель путем проведения "глобального" зонирования. При этом предлагается исключить из Земельного кодекса институт "категории земель", дублирующий, по мнению авторов законопроекта, институт территориального планирования и градостроительного зонирования. Безусловно, отразится на рынке планируемое принятие новой редакции Гражданского кодекса. Прежде всего это касается вопросов прав на земельные участки и на объекты недвижимости и особенностей их участия в гражданском обороте. Например, согласно предлагаемой законопроектом редакции статьи 130 ГК, земельный участок и находящееся на нем здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие на праве собственности одному лицу, признаются единым объектом и участвуют в гражданском обороте как одна недвижимая вещь. Разделяются понятия здания и помещений в нем, законопроект о внесении изменений в ГК впервые содержит определение понятия помещения в здании. Госрегистрация права собственности на помещение во вновь возведенном здании может быть произведена только после госрегистрации права собственности на здание, в котором расположено данное помещение. Предусматривается прекращение права собственности на здание в случае госрегистрации права собственности на расположенное в нем помещение.

Законопроект относит все виды вещных прав (в том числе на земельные участки и объекты недвижимости), кроме права собственности, к ограниченным вещным правам. Эти права устанавливаются на вещь, находящуюся в собственности другого лица. К особенностям новой редакции ГК следует отнести преимущественное право собственника здания или сооружения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем ему на праве собственности, на приобретение земельного участка. По общему правилу собственник земельного участка является собственником возведенного на нем здания, если иное не установлено законом. При этом собственник здания или сооружения на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, вправе требовать выкупа земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. Очевидно, изменения коснутся также порядка предоставления участков для строительства из госсобственности. Возникает вопрос корреляции норм новой редакции ГК и Земельного кодекса.

Вводимое изменениями в ГК понятие "право застройки" предусматривает право владения и пользования чужим земельным участком в целях возведения на нем здания или сооружения и его последующей эксплуатации. Особенностью права застройки является то, что оно предоставляется на определенный срок, который не может быть менее 50 и более 100 лет. При этом в течение срока действия права застройки объект принадлежит лицу, осуществившему строительство объекта на основании этого права. По окончании этого срока объект переходит в собственность владельца участка, предоставившего право застройки. Такое право предоставляется собственником другому лицу за плату, которая может вноситься периодически или единовременно денежными средствами либо в виде передачи собственнику помещений в здании, возводимом на земельном участке. По смыслу предлагаемой редакции ГК, право застройки земельного участка может предоставляться его собственником в отношении участка, находящегося как в государственной, так и в частной собственности. Фактически в отсутствие права застройки невозможно будет осуществить строительство на чужом участке, очевидно, за исключением случаев передачи участка в аренду для целей строительства.