В чем суть законодательных инициатив от АСИ?
Владимир Яблонский: Необходимо внести изменения в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства в части установления определения, что такое социальное предпринимательство. Для того чтобы предоставить возможность инициативным людям, желающим развивать это направление бизнеса, получать средства поддержки из государственного бюджета в тех формах и на тех условиях, которые предусмотрены для малого предпринимательства. Но с теми преференциями, которые позволят им по сравнению с другими субъектами, вне зависимости от их организационно-правовой формы желающими начать свой бизнес, иметь определенный выделенный объем этих средств. В прошлом году, например, на эти цели минэкономразвития выделило целевым образом на поддержку социального предпринимательства более 80 миллионов рублей.
По миллиону на регион?
Владимир Яблонский: Нет, всего было заявлено не более десяти регионов, насколько я помню. Существует определенная специфика, связанная с теми критериями, которые установлены приказом минэкономразвития. Это довольно специфические критерии. На сегодняшний день такие критерии определяют численный состав работников и требуют от социального предпринимателя, чтобы в числе штатных сотрудников было не менее 50 процентов лиц попадающих в социально защищенные группы населения. Такие, как лица с ограниченными возможностями развития жизнедеятельности, многодетные матери, неблагополучные граждане, я имею в виду без определенного места жительства, освободившиеся из мест лишения свободы и не имеющие возможности занятости, дети сироты (выпускники детских домов). Соответственно, и фонд оплаты труда этой категории работников должен быть не менее 25 процентов фонда оплаты труда предприятий. Кроме того, существует перечень видов деятельности, относящихся к социальному предпринимательству. Это закрытый и, на наш взгляд, явно не исчерпывающий список возможных сфер, в которых может себя реализовать предприниматель, решая социальные проблемы.
Что предлагаете вы?
Владимир Яблонский: На сегодняшний день ограничивать сферу социального предпринимательства исключительно занятостью лиц из социально неблагополучных групп населения, не совсем правильно и корректно. Потому что есть моногорода, где не может быть иного источника заработка, как предпринимательская деятельность. В данном случае, наверное, человек, который в течение полугода не мог найти себе работу, но при этом единственным источником его заработка и видом самозанятости стало предпринимательство, он может быть социальным предпринимателем уже по определению.
Конкретные предложения есть?
Владимир Яблонский: По детским садам подготовлен целый комплекс мер. Это изменения в СанПиН, Гражданский, Налоговый кодексы, противопожарные нормы, еще целый ряд документов, по которым нужно внести изменения в существующий порядок для того, чтобы открыть дорогу бизнесу. На сегодняшний день в первом чтении принят закон об образовании. В нем предусматривается возможность лицензирования индивидуальных предпринимателей, оказывающих образовательные услуги детям в сфере дошкольного образования. Услуги по дошкольному образованию детей могут оказываться индивидуальными предпринимателями. Закон и ранее не запрещал этого вида деятельности, он просто его не регулировал. Но за пределами правового регулирования в этом случае остается деятельность коммерческих организаций. Согласно Гражданскому кодексу индивидуальная предпринимательская деятельность характеризуется только тем, что конкретный человек осуществляет эту деятельность самостоятельно, без образования юридического лица. Никаких других ограничений не предусматривается. Действующий же закон не предусматривал возможности осуществления деятельности коммерческой организации в сфере образования, и законопроект не предусматривает такой деятельности. Хотя индивидуальный предприниматель может получить лицензию на дошкольное образование. К нам обращались с целым рядом проектов, связанных с организацией круглогодичного частного детского отдыха. И президент дал ряд поручений в этой области, в том числе по модернизации инфраструктуры учреждений, по организации подбора и обучения новой кадровой базы. К примеру, вожатых. По развитию государственно-частного партнерства, по организации в каждом федеральном округе модельного регионального круглогодичного лагеря. А мы, после ряда обсуждений, предложили разработать модельную программу для регионов. Потому что до настоящего дня механизм ГЧП в социальной сфере не имеет достаточного правового регулирования.
Есть закон о концессионных соглашениях, который предусматривает возможность в этой форме реализовывать ГЧП. Есть некоторые региональные законы, которые на самом деле в любом случае, так или иначе, предусматривают механизмы, аналогичные коммерческой концессии. Либо различные виды комбинированных сделок - таких, как аренда и услуги, услуги без аренды. Но в любом случае имущество должно быть передано в собственность муниципалитета, либо субъекта Федерации. Для социальной сферы это не совсем удобная и типичная схема, поскольку в первую очередь финансируется за счет средств бюджета. Например, услуга в сфере дошкольного образования. К сожалению, региональные бюджеты не имеют возможности целевым образом использовать эти бюджетные средства, в частности, те, которые идут из федерального бюджета на погашение средств полученных от частного инвестора.
Расскажите подробнее о механизмах.
Владимир Яблонский: Если мы говорим о договорах концессий, необходимо предусмотреть отдельный механизм реализации ГЧП применительно к инфраструктуре социальной сферы, которая позволяла бы за счет средств, предоставляемых на оказание соответствующих услуг, выплачивать средства возмещения инвесторам. В составе стоимости этой услуги, которая субсидируется из федерального или регионального бюджетов муниципалитету, должна предусматриваться часть, которая идет на погашение этих инвестиций, предоставленных частным инвесторам. Такое предложение подготовлено для включения в законопроект о государственно-частном партнерстве, которое на сегодняшний день курирует минэкономразвития.
Как себя чувствуют социально ориентированные некоммерческие организации?
Владимир Яблонский: Это отдельный вид негосударственных некоммерческих организаций, которые возникли благодаря внесению изменений в закон о некоммерческих организациях в 2010 году. С 2011 года государство выделяет ежегодно от 500 миллионов до 1 миллиарда рублей из средств федерального бюджета на поддержку развития социально ориентированных НКО в части их инфраструктуры, устойчивого развития.
Происходит формирование экономической устойчивости НКО. В первую очередь речь идет о возможности получения социально ориентированными НКО муниципального и государственного заказа на оказание соответствующих социальных услуг. Будь то уход за одинокими пенсионерами или дошкольное образование. И здесь мы видим разные формы финансирования их деятельности. К примеру, в пределах установленного социального стандарта это может быть бюджетное финансирование. Все, что сверх социального стандарта, - внебюджетное финансирование, когда потребитель сам доплачивает до того уровня комфортной и качественной услуги, который ему необходим.
Нужны ли и здесь законодательные инициативы?
Владимир Яблонский: Безусловно. Мы сейчас разрабатываем предложение в законопроект о федеральной контрактной системе, которая придет на смену Федеральному закону N 94-ФЗ о закупках. Предлагаем установить преференции для социально ориентированных некоммерческих организаций. То есть отдельно предусмотреть в той или иной форме, а это требует обсуждения, возможности стимулирования доступа отечественных социально ориентированных НКО к рынку бюджетного заказа. Это не только создаст платформу для устойчивого развития российских НКО, но и позволит довести их численность в общей доле организаций от 1%, как сейчас в России, до 5-10%, как в Западной Европе и США. Сделать это традиционным путем с раздачей грантов невозможно. Необходимо привлечь социально ориентированные НКО к бюджетному заказу, что приведет к разгосударствлению социального сектора в части услуг: выводе их на аутсорсинг, передаче по конкурсу, и т.д. Сейчас работа ведется над двумя законопроектами. Это федеральная контрактная система и основы законодательства социального обслуживания. Их принятие позволит обеспечить доступ социально ориентированным некоммерческим организациям к социальному заказу на уровне субъекта и муниципалитетов. Помимо этого, для создания финансовой и экономической устойчивости НКО, необходимо развивать практику привлечения средств граждан и организаций для обеспечения деятельности таких организаций. Так называемые институты и инструменты массовой филантропии. Это может быть не указанная на сегодняшний день, но существующая практика сбора пожертвований при помощи смс-сообщений, при помощи платежных терминалов, системы direct debit. Сейчас эти инструменты работают, но вне правового поля.
Необходимо внести поправки в специальные отраслевые законы, которые позволяют осуществлять подобного рода платежи. В закон о платежных агентах, закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, в закон о банках и банковской деятельности. Не забыть про закон о связи, если речь заходит об смс-сообщениях.