При этом механизмом осуществления закона будет единая государственная автоматизированная информационная система оборота круглых лесоматериалов (ЕГАИС). Вместе с тем законопроект имеет во многом рамочный характер. Предполагается, что в случае его принятия будет разработан набор подзаконных актов. Причины разработки документа очевидны: в России сложилась практически неконтролируемая ситуация с нелегальными лесозаготовками. США и страны Евросоюза ужесточают свое законодательство, связанное с предотвращением попадания на их рынки нелегальной древесины и продукции из нее.
Проблема незаконных рубок и оборота лесоматериалов нелегального или сомнительного происхождения является одной из наиболее острых социальных, экологических и экономических проблем в мире. Россия не является исключением, и сложившуюся в стране ситуацию можно назвать неконтролируемой в первую очередь потому, что, например, до сих пор нет достоверной системы и методики оценки объемов незаконно заготовленной древесины. Так, по официальным данным Рослесхоза, в 2011 году было выявлено более 21 тысячи лесонарушений, а нелегальная заготовка составила около 1,5 млн кубометров - это менее 1% общего объема лесозаготовок. Такая практика могла бы служить образцом мирового уровня! Однако официальные данные существенно расходятся с независимыми. По оценкам WWF России и Всемирного банка, до 20% древесины, заготавливаемой в России (или около 35 млн кубометров), имеет незаконное происхождение. Общий размер экономического ущерба бюджету РФ от незаконного оборота древесины оценивается в размере от 13 до 30 млрд рублей ежегодно.
Основными причинами, обусловливающими это явление в России, являются слабость лесного законодательства и практики его применения, кризис системы лесоуправления в стране, непрозрачность отношений в лесном секторе, высокий уровень коррупции, низкий уровень межведомственного взаимодействия, непрозрачность цепочек поставок древесины, низкий уровень жизни в провинции, спрос на внутреннем и внешнем рынках на древесину вне зависимости от ее происхождения. В течение многих лет проблема незаконных рубок замалчивалась и преуменьшалась. Большим шагом вперед стало сначала ее признание, а затем и более или менее структурированные попытки ее решения. В настоящее время Рослесхоз предпринимает целый набор мер по обеспечению легальности лесопользования: от разработки межведомственных планов до дистанционного мониторинга лесов и наземных проверок. Однако эта деятельность пока значительных результатов не приносит.
В этих условиях возникают параллельные инициативы. Например, разработка регионального законодательства. Так, в 2009 году в Архангельской области принят закон "О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины", который определяет наличие необходимых документов у продавца и покупателя при отгрузке и транспортировке древесины. Другой пример - инициативы ответственного лесного бизнеса по обеспечению легальности древесины: подготовка компаний к добровольной лесной сертификации и разработка собственных корпоративных систем отслеживания происхождения древесины. В особенности это касается предприятий международных брендов и холдингов с преобладанием иностранного капитала, а также ориентированных на западные экологически чувствительные рынки компаний.
В результате сегодня в России сертифицировано по схеме Лесного попечительского совета - Forest Stewardship council (FSC) - около 33 млн га лесов. По этому показателю наша страна занимает второе место в мире после Канады. Общее количество сертификатов (на лесоуправление и цепочку поставок) составило почти 300 штук. Из них около 70 - это сертификаты лесоуправления (вместе с сертификатами контролируемой древесины - 115), остальные - сертификаты цепочек поставок.