В нижнюю палату парламента Мария Кожевникова была избрана по списку "Единой России", в котором нашлось место и для представителей Общероссийского народного фронта, успешно выдержавших испытание праймериз. Кожевникова как раз из их числа.
Мария Кожевникова: В политику я пришла не как-то вдруг, неожиданно для себя самой. На самом деле это продуманное и взвешенное решение. Я всегда была человеком активным - родители такой воспитали, а работа в кино добавила. Вы полагаете, что популярность артиста - это только цветы, аплодисменты, восторги на страницах в социальных сетях? Нет. Это еще десятки, сотни обращений за помощью. Ведь для многих людей лицо с экрана, которое они видят, может быть, чаще, чем лица своих ближайших родственников, становится родным. А к кому же еще обратиться за помощью, как ни к родному человеку? Старалась помочь. Сейчас, понятно, таких обращений прибавилось, а статус открыл новые возможности в решении проблем людей. Я прекрасно понимаю, что те, кто обращается к депутату, уже прошли, можно сказать, по всем кругам ада. Как я могу от них отстраниться? Я такой же человек, как все. И тоже попадала в непростые ситуации. К примеру, мою бабушку по "Скорой" увезли в больницу с двусторонней пневмонией. Сказали, что как минимум четыре дня она должна быть в реанимации. Но ночью привезли других пациентов, и необходимо было освободить место, поэтому моя бабушка оказалась в коридоре на сквозняке. Это нормально?! Вот ко мне пришло обращение из Краснодарского края: землю отбирают. А человек на этой земле на свои собственные деньги построил в станице футбольное поле, раздевалки, душевые кабинки. И около 80 детей там бесплатно занимались спортом. Но кто-то решил все снести. Я начала разбираться с этой ситуацией в январе, но только сейчас появились какие-то подвижки. И как будто это в моей жизни начало что-то меняться к лучшему.
А как изменилась ваша жизнь после того, как вы стали депутатом?
Мария Кожевникова: Все поменялось. Я перестала сниматься в кино.
Но вас видят на экране.
Мария Кожевникова: Это то, что было снято раньше. Единственное, что я себе позволила, уже будучи в Госдуме, это осуществить давнюю актерскую мечту: сняться в военной картине. Я восхищаюсь людьми, которые жили в то героическое время. Мой дедушка - генерал-майор - прошел две войны, был в самых горячих точках: сначала в блокадном Ленинграде, первый бой принял под
Сталинградом, затем - битва на Курской дуге, освобождение Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, и встретил День Победы, освобождая Австрию. Именно дедушка для меня идеал и вообще центр нашей семьи. Хотя я очень горжусь и папой - двукратным олимпийским чемпионом, именно он меня своим личным примером научил тому, что все успехи даются каждодневным тяжелым трудом. А когда мне предложили роль в военном фильме "Красные горы", я согласилась. И пока все депутаты в августе отдыхали, я свой отпуск провела на этих съемках.
Но есть еще и театр...
Мария Кожевникова: Это работа в социальном проекте - спектакль в театре Юрия Васильева по роману Пауло Коэльо "Вероника решает умереть". На днях состоялась его премьера. Много времени от депутатских обязанностей эта работа не отнимает, зато позволяет обратиться со сцены к подросткам - к той аудитории, которая меня любит, каждому из них сказать, что он не одинок. У нас страшные цифры по суицидам среди молодежи, а причина чаще всего в непонимании. Взрослые сейчас заняты зарабатыванием денег. Спектакль как будто создан для того, чтобы помочь тем, кому сложно. Стать свободным, суметь найти для себя смысл жизни. И отзывы не заставили себя долго ждать. Моя гостья из Крымска Алена написала так: "Сам спектакль заставил меня задуматься. В главной героине - Веронике - я увидела саму себя. Благодаря спектаклю стала смотреть на жизнь другими глазами, он меня многому научил. Спасибо!" Для меня такие слова - это счастье. Значит, мой месседж был услышан!
В чем вы видите смысл депутатской работы?
Мария Кожевникова: Принимать такие законы, которые действительно будут работать. Чтобы не случилось так, как, к примеру, с антиалкогольным законом. Билась над ним Дума, билась, а он оказался во многом недееспособным. И это в очередной раз подтвердил рейд, который я недавно проводила. Уже в первой попавшейся торговой палатке мы обнаружили, что люди, совершенно не стесняясь, без лицензии продают крепкий алкоголь, притом - детям. Надо вызвать Роспотребнадзор. Но сделать это возможно, только обратившись в прокуратуру. А тем временем товар могут заменить, и никаких следов противоправной деятельности не останется. Мы, конечно, все задокументировали. Но сколько еще обращений потребуется, чтобы эта палатка, нарушающая правила торговли и по сути спаивающая молодежь, была закрыта. Бывает, что ответственность все-таки наступает. Но кого наказывают? Кассира или продавца, и совсем редко - владельца магазина или палатки. Поэтому мы сейчас продумываем поправки в законодательство, чтобы дать возможность правоприменителям лишать лицензии само это так называемое предприятие торговли.
В самом начале созыва ваша подпись появилась под законопроектом с поправками в Закон "О рекламе". Почему именно этот законопроект? Чем "зацепила" вас тема?
Мария Кожевникова: Хочу уточнить смысл поправок, которые были предложены, они запрещают рекламу пива в Интернете. Прежде, стараниями "Единой России", эта реклама была удалена с экранов телевизоров. Но, перебравшись на всевозможные сайты, она стала еще более навязчивой и ориентированной как раз на подростков, которые и составляют основную интернет-аудиторию. И какой тогда смысл в наших заявлениях о непримиримой борьбе с детским алкоголизмом? Потому и возникла наша инициатива - запретить рекламу пива в Интернете! И знаете, каких только обвинений по поводу этого законопроекта я не услышала в свой адрес. Тем не менее полностью уверена, что сделала правильно.
В последнее время вам пришлось много ездить по регионам, наблюдать, как живет страна...
Мария Кожевникова: Регионы разные, люди в них живут разные. Но как человек, по сути своей, позитивный, я прежде о хорошем - меня радует, что регионы развиваются. Строят спортивные сооружения. Это очень важно. Чтобы увести молодежь с улицы, подальше от криминала, от пьянства, наркотиков, мы должны им предложить варианты: куда. Где они могут себя реализовать? Была в Брянске, где построили и Ледовый дворец, и баскетбольный, волейбольный зал. Сейчас строят бассейн. Впервые в городе открыли школу фигурного катания, которой у них никогда не было. Я приехала, с детишками покаталась. Плата совсем небольшая, кто-то вообще не платит. Я надеюсь, что губернаторы, которые придут на свои должности через выборы, поймут, как должна развиваться вверенная им территория, чтобы молодежь смогла там себя реализовать.
Я слышала, что вы так понравились в Брянске, что нашлась группа поддержки, которая была готова вас выдвинуть кандидатом в губернаторы...
Мария Кожевникова: Я встречалась со студентами, обсуждались самые разные темы. И где-то через полтора часа нашего общения встал молодой человек и спросил: "Мария, можете вы у нас стать губернатором? Мы все за вас проголосуем". И знаете, что особенно удивило меня в этом предложении? Его аргумент: "Вы нас слышите!" Увы, надо признать, власть далеко не всегда слышит людей. Особенно молодых.
И что же вы ответили на такое предложение?
Мария Кожевникова: Что избиратели мне доверили депутатский мандат, и я намерена оправдать это доверие. Полагаю, сумею что-то поменять в своей стране, где я хочу жить, создать семью, растить своих детей. Я - патриот. Не знаю, как в дальнейшем сложится моя судьба, но я хочу именно в России сниматься в хорошем кино. Но, к сожалению, настоящее кино у нас снимают сейчас очень редко или вообще не снимают.
Об этом сожалеют и зрители. Но вы - депутат, член Комитета Госдумы по культуре...
Мария Кожевникова: ... и постараюсь сделать все возможное для расцвета нашего кинематографа. Вот сейчас дочитываю книгу о реформе французского кино, где была ситуация, подобная нашей: полный упадок, от 80 до 90 процентов зарубежного кино и только 20 - французского, которое не пользовалось популярностью даже у самих французов. Но они смогли все изменить. Во Франции сейчас только 20 процентов фильмов в кинопрокате - зарубежные. Многое из их опыта, я думаю, можно нам взять.
Кстати, и у нас делаются шаги в направлении к "своему" кино. Вот недавно Дума приняла закон, предусматривающий немалые штрафы за "пиратство" кинопрокатчиков, которые чуть ли не в круглосуточном режиме "крутят" киноленты, а если заглянуть в отчетность, то можно подумать, что только пара-тройка кинопоказов всего и состоялось. Из-за такой "забывчивости" уходят деньги, которые можно было направить на поддержку отечественного кинематографа. Надеюсь, что новый закон будет эффективно работать.
Под какими еще законодательными инициативами вы бы без сомнения подписались?
Мария Кожевникова: Под многими социальными, особенно теми, которые касаются создания нормальных условий для жизни людей с ограниченными возможностями. Например, на днях вместе с активистами "Молодой гвардии" и представителями Всероссийского общества слепых инспектировали правильность установки тактильной плитки для инвалидов. Как оказалось, даже в главном городе страны не всегда соблюдается ГОСТ на укладку этой плитки. Например, следуя по тактильной плитке, инвалид может упереться в бордюр. Совсем недавно приняла участие в подготовке поправки в федеральный бюджет на будущий год, которая предусматривает выделение дополнительных средств в размере 10 млрд руб. на развитие сел и малых городов. А еще я работаю над законопроектом, возвращающим рекламу в детские программы.
Отчего такой поворот?
Мария Кожевникова: Если вы помните, запрет на рекламу в телепрограммах для детей был введен в 2006 году. И все получилось по известному сценарию: хотели как лучше, а получилось как всегда. Вместе с рекламой, вслед за ней, из телеэфира ушли и сами детские передачи. Впрочем, это не совсем точно: реклама на ТВ, конечно же, осталась. В других программах. И дети ее смотрят. А вот детского кино или хороших детских программ на общедоступных каналах нет. Но надо понимать, что мы живем в условиях рынка и ТВ не исключение.
И что же вы собираетесь детям рекламировать?
Мария Кожевникова: Думаю, что в детских передачах можно разрешить рекламу, которая не влияла бы на психику детей, не провоцировала неисполнимые желания и не давала плохой пример для подражания. Наверное, допустимо в таких передачах рекламировать сыр, молоко, зубную пасту, то есть полезные вещи. Хотя если брать мировую практику, то в детских передачах рекламируются именно детские товары.
Каких, на ваш взгляд, законов не хватает нашей стране?
Мария Кожевникова: Нового закона о культуре, например. Как, увы, не хватает и денег на нее. Конечно, я не могу не отметить рост расходов по разделу "Культура, кинематография" на 6,8 процента в проекте федерального бюджета на 2013 год. В целом сумма составляет более 97 миллиардов рублей. Примерно такой же рост намечен и на последующие два года. Но все равно доля расходов на сферу культуры остается незначительной. А ведь это тоже наш щит, пусть не реальный, не покрытый броней, но сохраняющий духовность нации, наши исторические корни и традиции. Полагаю, что на финансовое обеспечение культуры следует выделить дополнительные средства в сумме 5 млрд рублей.
На днях вы пригласили в гости детей из Крымска, с которыми подружились, когда приезжали на Кубань, пережившую стихийное бедствие. Провели экскурсию по Думе, показывали Москву, были в планетарии и на спектакле...
Мария Кожевникова: Они мне рассказали, что никогда не летали на самолетах, не были в Москве. И я решила исполнить их мечту. Их впечатлила красота Москвы, восхитили звезды планетария, удивили столичные пробки. И самым тяжелым были слезы расставания. Школьники не хотели уезжать, но признавались, что жить и работать планируют все-таки на родной земле. И мне очень хочется, чтобы они там смогли реализоваться, чтобы там был высокий уровень жизни и полноценный спектр культурно-досуговых центров. Надеюсь, что вносимая нами поправка в части дополнительного финансирования муниципалитетов и сельских поселений поможет в развитии регионов.