Эксперты: В России и Белоруссии много общих задач, связанных с таможней

Как импортные грузы попадают на прилавки? Один из важнейших пунктов на пути - таможня, где с импортера взимается пошлина в доход государства. Непосредственно на границе делать это недостаточно удобно. Выгоднее проходить оформление на таможенном складе. Там товар может храниться перед доставкой в магазин. Можно также скомпоновать в одну партию товары разного типа, поступившие из нескольких стран.

В одном из таких транспортно-логистических центров, расположенном неподалеку от Минска, корреспондент "СОЮЗа" на днях побывал вместе с участниками выездного "круглого стола" "Таможенный союз: практическое измерение", организованного при поддержке и участии Госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты. На первый взгляд это просто огромный ангар, где на шестиярусных стеллажах хранится до 6400 паллет различных грузов. В действительности четко и оперативно организовать их таможенное оформление, разгрузку и погрузку не так просто. Вот к огромным воротам подъезжает очередная фура. За 15-17 минут компактные электропогрузчики вывезли из нее все 33 паллеты с товаром, а затем такие же компактные механизмы разместили их на нужных стеллажах. Вся информация об этом тут же заносится в компьютер, так что среди тысяч наименований найти нужный груз - дело нескольких секунд. После того, как таможенная пошлина уплачена, товар перемещается на другую половину склада, откуда он выпускается в свободное обращение. А проще говоря, в торговлю.

Что больше всего поразило - идеально ровные, блестящие полы, по которым даже погрузчики "ходят в тапочках", ездят на шинах из белой резины, не оставляющей черных отметин при торможении. Ведь пол - особенный, как магнит притягивающий пыль. Потому воздух на складе всегда чистый. А значит, чистыми остаются и товары, среди которых - продовольствие, одежда, обувь. Гостей - а это были депутаты высших законодательных органов, представители Постоянного комитета Союзного государства, таможенных органов Беларуси, России, Казахстана - увиденное впечатлило. А гид пояснил, что к 2015 году в соответствии со специальной программой во всех регионах Беларуси будут построены 15 таких транспортно-логистических центров. В том числе еще один вскоре вступит в строй возле Минска. Услугами этих предприятий активно пользуются не только отечественные, но и российские бизнесмены.

Все это - лишь один из фрагментов реализации договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, подписанного в октябре 2007 года Беларусью, Казахстаном и Россией, других договоренностей в рамках "тройки". В 2010 году на ее территории вступил в силу единый Таможенный кодекс. С 1 апреля прошлого года был отменен транспортный контроль на границе между Беларусью и Россией, а все необходимые процедуры перенесены на внешний контур Таможенного союза. Появился и единый регулирующий орган в этой сфере, которому приданы многие наднациональные функции - Евразийская экономическая комиссия. Ее работа строится на основе более чем ста нормативных документов, в том числе 26 международных договоров, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза.

Как действует весь этот сложный механизм? Ответ участники "круглого стола" искали на объектах таможенной инфраструктуры Москвы, Смоленска, Минска, пограничного Бреста. В этом им помогали руководители таможенных служб, местных органов власти.

Общее мнение - за непродолжительное время основные преимущества объединения таможенных функций "тройки" полностью оправдались. В частности, поток транзитных грузов, следующих через Беларусь, каждый год прирастает на 20 процентов. Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота в связи с этим отметил, общаясь с журналистами:

- Если говорить о российско-белорусских отношениях в рамках единого таможенного пространства, то серьезных проблем здесь нет. В Союзном государстве реализованы уже четыре союзные программы в сфере таможенного регулирования. Две из них по инфраструктурным проектам, одна программа была посвящена созданию единой информационной системы, еще одна направлена на совершенствование информационных технологий. В определенной степени результат этой совместной деятельности положительно отразился на увеличении товарооборота между Беларусью и Россией, а также с третьими странами. Хотя нерешенных вопросов еще много, и их надо решать.

В Союзном государстве реализованы уже четыре программы в сфере таможенного регулирования. Две из них - по инфраструктурным проектам

В таком ключе и шел разговор на встрече в ГТК Беларуси. Заместитель председателя комитета Сергей Борисюк обратил внимание на то, что вследствие роста транспортного потока на границе периодически образуются очереди. Поэтому рубежи Таможенного союза требуют скорейшей реконструкции или модернизации. Тем более что 80 процентов транзитных грузов, следующих через Беларусь, предназначены для России. Актуален также вопрос увеличения скорости и объема транзита по железной дороге. Решение этой проблемы видится в скорейшем переходе на электронные формы документации. Необходимо и совершенствование правовой базы, других сфер. ГТК Беларуси надеется в этой сфере на поддержку Союзного государства.

А что думает о необходимости новых программ Союзного государства, направленных на совершенствование общей таможенной инфраструктуры Григорий Рапота? Вот что он ответил корреспонденту "СОЮЗа":

- Настолько быстро развивается внешнеэкономическая деятельность, что модернизация пунктов пропуска не успевает за этими процессами. Но надо сделать, чтобы успевала. А это, прежде всего, вопрос договоренности между таможенными службами Беларуси и России. Если они достигнут соглашения о необходимости модернизации таможенной инфраструктуры, то органы Союзного государства будут этим заниматься. Такова процедура принятия всех союзных программ. Так что ждем предложений.

Участники "круглого стола" убедились, что и в России, и в Беларуси много общих задач, требующих решения. Например, нуждается в распространении на всей территории Таможенного союза работа с клиентами по методу "одного окна".

Кстати

Благодаря осуществлению белорусско-российской Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры за 1997-2007 годы на западной границе Союзного государства были построены или реконструированы 8 пунктов пропуска автомобильного транспорта. Пропускная способность границы возросла более чем на 20 тысяч автомобилей в сутки. Время оформления таможенной документации сократилось до 20-30 минут.