Александр Журбин предлагает историю убийства под звон бокалов

Среди московских премьер недели привлекает внимание "Мышеловка" - мюзикл, который будут играть в более чем необычной для России обстановке светского обеда. Некоторыми планами делится с "РГ" инициатор нового театра, патриарх русского мюзикла композитор Александр Журбин.

Почему вас привлекла именно Агата Кристи? Ведь детективный жанр и мюзикл считались несовместимыми.

Александр Журбин: Да, конечно: нет любовной истории, романтики и т.д. А мне как раз это показалось интересным: происходит убийство, идет расследование, но это, как ни странно, - веселый мюзикл. Восемь человек в заброшенной гостинице, попавшие туда нелепым образом, - много комических ситуаций. Расследование становится комедией нравов, и это дает такой удивительный коктейль, какого еще не было в России.

Это напоминает музыкальный фильм Франсуа Озона "8 женщин".

Журбин: А у меня есть такой мюзикл, его ставили в Екатеринбурге и других городах, и у меня уже образовалась детективно-"мюзикальная" трилогия. Первым таким мюзиклом была как раз английская "Мышеловка", второй, французский, - "8 женщин", и третий - "Чисто российское убийство". Первые два шли во многих театрах, третий не рискнул поставить никто: боятся аллюзий, в результате которых может разгневаться губернатор или мэр.

Почему написанная больше десяти лет назад "Мышеловка" только теперь добрела до Москвы?

Журбин: Мне хотелось, чтобы московский спектакль был непохож на остальные. Но я не мог найти здесь театр, который осуществил бы эту затею. И в конечном итоге пришлось самому стать продюсером своего мюзикла. То есть осуществить свою давнюю мечту. Я был продюсером в Америке, но в России - впервые. И сразу понял, как это чудовищно трудно. Все очень ненадежны, много обманывают, тянут из тебя деньги, но ничего не предоставляют взамен. Я, конечно, сделал массу ошибок, зато сам отвечаю за всё, и мне это интересно.

В чем оригинальность спектакля, к которой вы стремитесь?

Премьера состоится 20-21 ноября в Театральном центре на Страстном - в обычных условиях театрального зала. Но потом спектакль переселится в принципиально новую обстановку. Сейчас в Москве появилось довольно много мюзиклов - дорогих, постановочных, масштабных, многолюдных. "Мышеловка" - мюзикл камерный, условно говоря, "офф-Бродвейская" модель, в Москве еще не использованная. Я пытаюсь доказать, что может быть мюзикл с небольшим бюджетом, немногочисленным актерским составом, со скромными декорациями и без спецэффектов. У нас восемь артистов, одна декорация, но зато артисты будут отлично играть, петь и танцевать. И все это будет происходить в так называемом Dinner-театре. Я давно думал о таком театральном действе, которое совмещено с обедом.

Кабаре?

Журбин: Не совсем. Кабаре или варьете - это сборный концерт: певцы, фокусники, акробаты, кордебалет... У нас  - цельный спектакль. С сюжетом, с развитием. Это детектив, и надо следить за каждой деталью. В кабаре можно выйти покурить, вернуться - ничего не потеряешь. Здесь нельзя пропустит ни единой реплики - не поймешь остальное. В Европе, в Америке такие театры есть - я хочу перенести эту модель на российскую почву. В таких залах не более 150-200 зрителей, сидят за столиками. Но чавкать во время действия они не будут. Идея такая: зрители садятся за уже накрытые столы: закуска, бокал вина... Через полчаса официанты перестают ходить, гаснет свет и идет первый акт. Когда он заканчивается, официанты выносят горячее. Может быть, рюмка водки или бокал вина - все должно быть красиво, здесь возможно общение, обмен мнениями, дружеские беседы. Через полчаса начинается второй акт. После окончания и предполагаемых аплодисментов артисты могут появиться в зале и разделить с гостями десерт. Здесь возможно общение, возможно, даже танцы, которых в театрах мюзикла обычно не бывает.

Вы уверены в вашей публике? После вина мало ли что придет в голову...

Журбин: Конечно, это рассчитано на интеллигентную публику. Если кто-то во время действия заорет "Официант!!! Мне еще коньяка!!!" -  конечно, такое в России вполне возможно.

На Западе два десятка "Анн Карениных". Очень "оперный" роман. Я заканчиваю работу над этой оперой

И чем интеллигентнее - тем больше шансов, что это случится.

Журбин: Я все-таки надеюсь, что у нас созрел некий "средний класс", который сочетает состоятельность с пониманием искусства.

Билеты будут, как я понимаю, не дешевые.

Журбин: Это понятно: надо заплатить артистам, за технику, за обед. Поэтому билет будет стоить от трех до пяти тысяч рублей. И опять-таки надеюсь, что есть люди, которые могут это себе позволить. Если все получится, то мы будем прокатывать спектакль как обычную антрепризу - с гастролями в другие города, правда, уже без обеда.

На что же тогда пойдут люди? Но шутки в сторону: оркестра в таком камерном мюзикле не будет?

Журбин: Да, играют и поют под "минусовку" - инструментальную запись. Мы думали о живом оркестре - но это слишком дорого. Сейчас в жанре мюзикла вообще солировать начинает техника. И "Русалочка" и "Мамма миа" идут уже не под "минусовку", а "под компьютер". То есть фактически под живой оркестр, звучания которого введены в компьютер, и на этом оркестре можно "играть", руководствуясь указаниями дирижера. Можно ускорить, можно замедлить - это живое исполнение.

Недавно состоялась премьера концертного исполнения вашей оперы "Альберт и Жизель". Это что, была разовая акция, или есть какие-то планы?

Журбин: Я ее написал пять лет назад. Но постановка оперы - дело уж вовсе дорогое: никаких фонограмм, большой симфонический оркестр, семь солистов, хор... Написана опера для Николая Баскова, но он был занят концертами, съемками, гастролями, и я его ждал. И вот, наконец, он выделил два месяца, отказался от всех других работ и полностью отдался опере. Он оказался идеальным Альбертом. Он даже нашел в этом образе нечто близкое своей собственной судьбе: удачливый, богатый, успешный, а на самом деле глубоко несчастный человек.

Богатые тоже плачут?

Журбин: И даже чаще, чем бедные. Премьерой в Большом зале консерватории дирижировал Валерий Полянский, были потрясающие хор и оркестр - так что даже если это была разовая акция, я все равно счастлив. Будет ли продолжение? Опера написана для Баскова, так что ее судьба от него и зависит - я не могу передать главную партию другому певцу. Насколько мне известно, Басков хочет записать CD. Уже есть договоренность показать оперу в Петербурге, Киеве и еще в одном городе за границей, не назову, чтобы не сглазить. Кроме того, Басков планирует снять фильм, перенеся действие в современность, - мне очень понравилась его концепция. Теперь осталось найти такие дни, чтобы совпало расписание всех участников, - а все очень заняты.

А поставить оперу как нормальный спектакль?

Журбин: Конечно, мечта любого автора - увидеть свое сочинение на настоящей сцене, с режиссурой, оркестром, хором и балетом. Пока ищем театр, который разрешил бы первые три спектакля спеть все-таки Баскову, - потом партию может петь свой тенор. Уже заинтересовался было этой вещью Кирилл Стрежнев, хотел его ставить в своем театре, который давно уже вышел за границы оперетты и мюзикла и ставит современные оперы. Я честно ждал, но потом все, к сожалению, заглохло - то ли энтузиазм пропал, то ли театр занят своим юбилеем. Теперь веду переговоры с другими театрами. Так что, надеюсь, однажды увижу и премьеру в хорошем театре с хорошей труппой.

И "Мышеловка" и "Альберт..." написаны несколько лет назад. А что на подходе?

Журбин: Почти все новинки - оперы. Закончил работу над "Мелким бесом". Всегда актуальная вещь: со времен Соллогуба проскочили уже и советская эпоха, и перестройка, и "новая Россия" - а люди и общественные пороки все те же. Сейчас пишу оперу по еще одному из самых известных русских романов. Можно - не назову?

И не называйте. "Анна Каренина".

Журбин: Да, роман более чем известный: на Западе чуть ли не два десятка "Анн Карениных" написано. Очень "оперный" роман. Хотя почему-то никто из русских классиков за написание этой оперы не взялся. Я оперу сейчас заканчиваю. Обе оперы собираются поставить в крупных московских театрах.