В законодательство внесут новые требования к автошколам

21 ноября в Госдуме должен был обсуждаться во втором чтении законопроект о безопасности дорожного движения. Однако эти слушания не состоялись. Закон передвинут на более поздний срок. Какой - неизвестно.

Как сообщил корреспонденту "РГ" глава Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, все упирается в закон об образовании. Комитет попросил передвинуть слушания по проекту закона о безопасности дорожного движения на декабрь в связи с тем, что в нем многие нормы, в том числе касающиеся подготовки и переподготовки водителей, напрямую относятся к закону об образовании. Проект закона об образовании в ближайшее время должен пройти второе чтение. Как только он будет принят, начнутся слушания по проекту закона о безопасности дорожного движения. Если принимать законы в обратном порядке, то могут возникнуть конкурирующие нормы.

- Мы тоже заинтересованы в скорейшем принятии закона о безопасности дорожного движения, - заявил "РГ" Евгений Москвичев. - Однако этот закон затрагивает очень широкий спектр правового регулирования.

Немного обрисуем сегодняшнюю ситуацию. Автошкола должна иметь лицензию, преподавательский состав, а также программы обучения. Недавняя проверка, которую провела Генпрокуратура, выявила, что многие автошколы работают без лицензии, не имеют программ подготовки водителей, а если и имеют, то не выполняют их. 

В связи с упрощением системы лицензирования появились так называемые "портфельные автошколы". Дело в том, что сейчас проверки всего, что указано в документах, не требуется. Поэтому такой автошколе достаточно просто принести в лицензирующий орган документы и получить лицензию. Некоторые автошколы пользуются другим пробелом в законодательстве. Они получают лицензию на одно нормальное заведение с классами, компьютерами, автомобилями, учебными площадками, а потом открывают массу филиалов, которые ничем подобным не оснащены, зато успешно за небольшую плату как бы готовят водителей.

Есть еще и такие компании, которые, вообще не получая лицензии на образование, проводят якобы консультации на тему безопасности дорожного движения. Всего четыре лекции - и вы готовый водитель, можете идти сдавать на права. Только эти конторы зачастую даже корочек об окончании их "учебного" заведения не выдают. А студентов направляют сдавать на права экстерном.

Кстати, именно экстернат и самоподготовку предполагается  запретить в законе о безопасности дорожного движения. Ведь  врачей не обучают заочно. Водитель так же может причинить вред не только себе, но и ни в чем не повинным людям.

Раз у нас все так плохо с подготовкой в автошколах, может, стоит повысить требования к экзаменам? Автошколы выпускают полуфабрикат, а ГАИ почему-то выдает этому полуфабрикату права. На этот вопрос нашего корреспондента замначальника отдела организации экзаменационной работы Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Желтенков ответил, что сейчас прием экзаменов и так достаточно ужесточен. В большинстве случаев автомобили, в которых принимают экзамен, оборудованы видеокамерами.

Кроме того, по словам Желтенкова, сейчас разрабатываются новые билеты, над которыми будущим водителям придется подумать. В них предусмотрен не один правильный ответ, а несколько.

Также получить свидетельство об окончании автошколы будет не столь просто. Предлагается разработать что-то вроде зачетной книжки. Прошел какой-то этап обучения - получи роспись. Только после этого можешь переходить к следующему этапу. А по окончании курса подтверди свои знания на экзамене. Пока еще не в ГАИ. Облегчить участь своих учеников можно будет, например, автошколам, имеющим свои автодромы. Их предполагается использовать в качестве экзаменационных центров.

ОПРОС "РГ"