Согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступающему в силу с 1 января 2013 года, отчетность юридического лица будет составляться на основе российских стандартов по бухгалтерскому учету, максимально приближенных к МСФО (п. 4 ст. 20, п. 4 ст. 24, п. 4 ст. 26). С проектами нескольких таких федеральных стандартов, разработанных минфином, можно ознакомиться на его официальном сайте. Там же размещены материалы обсуждения проекта Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) "Учет основных средств", представленного Национальным советом по финансовой отчетности (НСФО) РСПП.
Однако работа над ПБУ по учету основных средств осложняется из-за налога на имущество организаций. Когда проект стандарта будет готов, нужно будет оценить его влияние на налогообложение. Самая очевидная, а потому главная проблема состоит в том, что согласно МСФО (IAS) 16 "Основные средства", воспроизведенным по сути в проекте нового ПБУ по учету основных средств, в стоимость основных средств включается гораздо больше затрат, чем это имеет место сегодня в соответствии с действующим ПБУ 6 "Учет основных средств". А в условиях, когда налоговая база по налогу на имущество определяется по данным бухгалтерского учета о стоимости основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ), безоговорочное применение новых норм приведет к значительному росту сумм указанного налога, подлежащего уплате в бюджет хозяйствующими субъектами. Ни одним из вариантов обсуждавшегося "налогового маневра", предложенного минфином и, как представляется, в целом принятого правительством РФ, такое основание увеличения налоговой нагрузки не предусматривалось.
Ситуация усугубляется тем, что, согласно прогнозам, жить с налогом на имущество организаций до его замены налогом на недвижимость, уплачиваемым не с бухгалтерской, а с кадастровой стоимости объекта, нам придется еще достаточно долго. Введение единого налога на недвижимость, который должен заменить в том числе налог на имущество организаций, это вопрос очень отдаленной перспективы. А согласно законопроекту N 41444-6, готовящемуся ко второму чтению в Госдуме, получается, что налог на имущество организаций будет существовать и в 2019 году.
Чтобы не быть голословным, несколько примеров. Согласно проекту ПБУ по учету основных средств в первоначальную стоимость основных средств включается расчетная оценка затрат на демонтаж и ликвидацию объекта основных средств и восстановление окружающей среды на занимаемом им участке в виде соответствующего оценочного обязательства (пп. "в" п. 14, п.18). Особенно велики такие прогнозируемые затраты у добывающих компаний. И, несмотря на то что фактически нести эти затраты придется много лет, платить с их стоимости, пусть и дисконтированной, налог на имущество, возможно, придется с момента, когда проект ПБУ перестанет быть проектом.
Кроме того, согласно пункту 9 проекта ПБУ по учету основных средств в качестве отдельного компонента основных средств учитываются существенные затраты на проведение регулярных, с периодичностью более года, ревизий технического состояния и капитальный ремонт. Таким образом, со вступлением в силу нового ПБУ по учету основных средств со стоимости капитального ремонта и периодических дорогостоящих ревизий состояния основных средств, вполне возможно, придется платить налог на имущество.
Справедливости ради следует сказать, что в ряде случаев новые правила бухгалтерского учета влекут за собой уменьшение налоговой базы по налогу на имущество. Но это правила, содержащиеся в проекте двух других ПБУ: "Учет аренды" и "Учет запасов". Так, например, сегодня объект лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, являющегося в этом случае плательщиком налога на имущество по данному объекту, по стоимости лизинговых платежей. В соответствии с новыми правилами в случае если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, объект учитывается на балансе лизингополучателя в качестве основных средств по цене, которую лизингополучатель уплатил бы при покупке данного объекта в момент его фактического получения в пользование (п. 13, 21-23 проекта ПБУ "Учет аренды"). А это всегда будет меньшая величина, чем сумма лизинговых платежей, включающая возмещение затрат лизингополучателя, которые тот несет в течение срока действия договора лизинга. Разница же между суммой лизинговых платежей и стоимостью основных средств, являющихся предметом лизинга, будет учитываться арендатором как процентный расход, то есть не увеличит стоимость основных средств.
Однако в целом, с учетом частоты и сумм соответствующих операций, сальдо будет явно не в пользу налогоплательщиков. Совокупная налоговая нагрузка на бизнес по налогу на имущество возрастет, и, возможно, заметно. В этой ситуации события могут развиваться по трем сценариям. Первый (наименее вероятный) - принятие нового ПБУ по учету основных средств откладывается до момента замены налога на имущество налогом на недвижимость. Отрицательные последствия этого для развития российского бухгалтерского учета несомненны: главный, наиболее массовый и существенный по стоимости актив продолжает учитываться не по МСФО.
Вариант второй (немного более вероятный) - одновременно с принятием новых ПБУ, влияющих на налог на имущество, вносятся изменения в пункт 1 статьи 374 НК РФ о "невлиянии" новых правил бухгалтерского учета на порядок определения налоговой базы по налогу на имущество. База должна устанавливаться по-прежнему на основании ПБУ 6/2001 и Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом минфина от 17 февраля 1997 г. N 15. Этот приказ для целей бухгалтерского учета, конечно же, будет отменен при введении ПБУ "Учет аренды". Такая ситуация резко усложнит ведение учета, "раздвоив" бухгалтерский учет основных средств на учет для целей собственно бухгалтерского учета и отчетности и на учет для целей налога на имущество. Понятно также, что это противоречит известным установкам и предпринимаемым в соответствии с ними попыткам уменьшить различия между бухгалтерским учетом и учетом для целей налогообложения.
Третий сценарий (наиболее вероятный, но и наименее благоприятный для бизнеса) - принимается новое ПБУ по учету основных средств, при этом никакие изменения в Налоговый кодекс не вносятся. Как следствие, увеличиваются платежи по налогу на имущество. Правда, пока еще у бизнес-сообщества есть время этому воспрепятствовать.
Альмин Рабинович, главный методолог отдела методологии и контроля качества аудита Energy Consulting