19.11.2012 23:42
Поделиться

Парковка может вытеснить фитнес из соцпакета

Одним из заметных трендов 2012 года стал рост значимости инструментов нематериального стимулирования персонала, свидетельствует исследование консалтинговой компании Case. "Особенно ценимы сотрудниками целевые программы обучения и развития, индивидуальные карьерные планы, стажировки в зарубежных офисах компании, программы кадрового резерва. Из самых современных тенденций специалистами все более востребована возможность работать удаленно, либо по гибкому графику в тех индустриях и профессиях, где это применимо", - отмечает глава Case Татьяна Баскина.

Что касается материального стимулирования, в том числе структурирования различных видов бонусов и премий, то есть переменной части вознаграждения, то по сравнению с прошлыми годами снижается доля гарантированных бонусов при стабильном росте процента переменных и премий по итогам года. Например, осенью 2010 года гарантированные бонусы собирались выплачивать 40% участников регулярных исследований, осенью прошлого года - всего 27%. "На самом деле говорить о снижении доли гарантированных бонусов не приходится, - полагает маркетолог центра права и консалтинга "Лик" Сафия-Литиция Уман, - она не снижается - кто их получал, так и продолжает получать". Эксперт считает, что в данном случае остро стоит вопрос серой заработной платы, которую сотрудники получают в конвертах, ведь эта проблема до сих пор не решаема. Бонусы и премии в массе своей сотрудники получают именно так, и данный вопрос, безусловно, решается индивидуально. По крайней мере, такую тенденцию можно наблюдать в секторе продаж и в некоммерческих организациях.

В то же время нефиксированные бонусы, которые напрямую связаны с объемом продаж или рентабельностью компании, по данным Case, остаются на стабильно высоком уровне. Их собирались выплачивать 73% участников в 2010 году, 74% - в 2011 году, 75% и 77% - весной и осенью 2012 г. "Поскольку эти виды вознаграждения, как правило, привязаны к результатам деятельности компании, то они содержат рисков для компании. Если финансовые показатели не достигнуты, то нет и затрат", - уточняют аналитики Case.

Стабильно высокий процент компаний предлагает сотрудникам полис добровольного медицинского страхования, при том, что стоимость страховки медленно, но верно увеличивается. Примерно на 1000-1500 рублей каждые полгода в базовой медицинской программе. Так, в 2010 году в среднем по России ДМС можно было оформить за 16 642, а осенью этого года - уже за 21 027 рублей. Причем в Москве эта цифра сейчас превышает 26 тысяч рублей.

Компенсация на питание остается практически неизменной во всех исследуемых компаниях. Затраты на обеды сотрудников возрастают каждые полгода, прогрессируя по России от среднего размера компенсации - 1662 рублей в 2010 году к 2130 рублей в 2012 году. В Москве этот показатель сейчас составляет около 4 тысяч рублей.

По сравнению с прошлыми годами повысился до максимального процент компаний, в которых сотрудникам предоставляется мобильная связь. Кстати, здесь затраты растут медленнее. Объяснение простое - корпоративный телефон переходит из раздела "блага и льготы" в раздел "оборудование, необходимое для осуществления трудовой функции". А вот предоставление корпоративного авто имеет небольшой тренд к снижению, что вполне обоснованно - это одна из самых дорогих составляющих компенсационного пакета, отмечают в Case.

Одной из новых составляющих в составе соцпакета стала корпоративная парковка. Если 15 лет назад это было исключительно привилегией топ-менеджеров (в некоторых компаниях - лишь первых лиц), и требования кандидатов к такой льготе воспринималось как завышенная самооценка, то сейчас, особенно в Москве, эта мера становится обыденной частью организации комфортной городской жизни. А вот компенсации на посещение спортивных клубов и фитнес-центров стали менее популярными в этом году. Эксперты объясняют эту тенденцию прежде всего большим разбросом пристрастий и требований сотрудников, а также интенсивным ритмом работы - оплаченный компанией абонемент зачастую не используется, либо используется не полностью, а денежная компенсация на фитнес тратится не по назначению. В результате ряд компаний задумались над тем, как использовать эти средства более эффективно.

По мнению Сафии-Литиции Уман, в ближайшие годы наиболее популярным из продуктов соцпакета станет медицинская страховка. "Все также востребованными останутся нематериальные бонусы, но, по сути, они нужны далеко не всем. Многие хотели бы, чтобы корпоративы и прочие блага выплачивались деньгами", - считает эксперт.