Росимущество также составит единый перечень организаций с госучастием, которые надо сохранить в федеральной собственности. И конечной задачей вовлечения госпредприятий в массовую приватизацию станет не получение дохода, а инвестиции в них. Об этом во время экспертного обсуждения в минэкономразвития новой государственной политики в области имущественных отношений и управления федеральной собственностью доложили советники главы Росимущества.
Что касается управления госимуществом, то, по словам советника Ивана Аксенова, предлагается каждое предприятие с госучастием "привязать" либо к долгосрочным отраслевым стратегиям, объяснив, для чего оно сохраняется, либо выставить на продажу. Причем, если будет принято решение - предприятие сохранять, то для каждого надо будет разработать собственную "дорожную карту" модернизации. Этим будет ограничено разрастание государственного сектора экономики, а прямое участие государства замещено отраслевым регулированием.
Кроме того, в Росимуществе намерены "вручную" "перебрать" все акционерные общества с госучастием, унитарные предприятия, госучреждения федерального и регионального уровней. Цель - получить полную картину, каким имуществом владеют, сколько содержат непрофильных активов, какие отраслевые функции способны эффективно исполнять. А потом будет утвержден единый перечень подлежащих сохранению в федеральной собственности организаций с прицелом на их стратегическое развитие. Причем за ФГУПы возьмутся нетрадиционными методами. Как пояснил Иван Аксенов, для этого, во-первых, придется пересмотреть все ведомственные и нормативные ограничения на приватизацию госимущества, которые сейчас разбросаны по десяткам правовых актов, и перенести их в законодательство о приватизации. Разумеется, часть ограничений в итоге будет отменена. Во-вторых, для ускорения преобразования ФГУПов предлагается резко упростить государственную регистрацию прав, вплоть до снижения в несколько раз (с 15 тысяч рублей до 100 рублей) государственной пошлины за регистрацию прав хозяйственного ведения в процессе преобразования унитарных предприятий. В-третьих, предоставить право собственнику-государству изымать имущество, если ФГУП им плохо управляет. И привлекать управляющие компании. В итоге за два года, по оценкам Росимущества, можно будет реструктуризировать тысячу ФГУПов и сократить перечень стратегических.
Базовые принципы и новые подходы к реформированию системы продаж госсобственности изложил вчера еще один советник главы Росимущества - Олег Федоров. По оценкам ведомства, правда, пока условным, подчеркнул он, в ближайшие четыре года в России может быть продано государственного имущества только из инвестиционно-привлекательных объектов из "Топ-30" на 100 миллиардов долларов. Эту, по его словам, рекордную сумму (109 миллиардов долларов выручил бюджет за 17 лет российской приватизации) вполне можно получить при условии эффективной подготовки и управления этими крупными приватизационными сделками. В основе творческого подхода - тройной контроль правительства, участие международных инвестиционных банков-агентов, отобранных и докладывающих о каждом значимом шаге по подбору стратегических инвесторов, типа сделки. Или, к примеру, использовать такую новую для России процедуру, как конкурентные переговоры, максимально оправдавшую себя при продаже госпакета одного из крупнейших госбанков.
По всем этим планам Росимущество проводит сейчас усиленные консультации с экспертным сообществом.