Константин Ляшкевич: Именно по дорогам люди судят о власти

Константин Ляшкевич стал начальником главного управления дорожного хозяйства Московской области менее полугода назад. Сибиряк, прежде возглавлявший федеральное управление автодорог "Байкал" в Красноярске, он не понаслышке знает, что такое суровая зима. Помог ли ему этот опыт подготовить к холодам подмосковные дороги?

500 миллионов на чистые дороги

Константин Васильевич, в конце октября, когда выпал первый снег, дорожно-транспортных происшествий, по данным ГИБДД, в Подмосковье было даже меньше, чем обычно. Вы так хорошо дороги почистили?

Константин Ляшкевич: Предприятия, которые отвечают за состояние магистралей, постарались, чтобы жители региона не почувствовали резкого ухудшения дорожной ситуации. Нам в этой ситуации проще, чем той же Москве. Там снег нужно собрать и вывезти. На областных и федеральных трассах достаточно расчистить проезжую часть и остановки транспорта, снег сбросить на обочины, а перекрестки, спуски, крутые подъемы обработать противогололедным материалом. Чаще всего - чистой солью, либо смесью с песком, реже - жидкими реагентами. Москва от смеси с песком отказалась, потому что она забивала систему ливневой канализации. А в области рачительные дорожники в конце зимы песок с обочин собирают и в следующий сезон снова пускают в дело. Это дает возможность сэкономить. Но судить о качестве нашей работы рановато, лучше сделать это ближе к весне.

В течение какого времени вы должны убрать снег с дороги?

Константин Ляшкевич: Не больше, чем за четыре часа. Если образуется накат - обработать проезжую часть реагентом. Если снег идет более четырех часов, продолжаем чистить и дальше.

Техники у вас достаточно? В начале лета вы жаловались, что средств на зимнюю уборку у области не хватает.

Константин Ляшкевич: Нам добавили около 500 миллионов рублей во время корректировки долгосрочно-целевой программы "Дороги Подмосковья". Основная масса денег пошла на приведение дорог в порядок, ликвидацию ям на трассах, часть зарезервирована на содержание их зимой, а часть пошла на закупку техники. В ближайшее время получим еще грейдеры, дорожные машины, фронтальные погрузчики - конкурсы по их закупке еще идут.

В Подмосковье встречаются бесхозные дороги. Их кто должен убирать? Часто жители, несмотря на то, что они платят налоги, вынуждены сами нанимать трактор...

Константин Ляшкевич: Да, это бывает с дорогами, которые относились к каким-то ведомствам или предприятиям, вели к садоводческим товариществам или поселкам. Но и такую дорогу в любом случае, если она официально зарегистрирована, а не жители тропинку по полю протоптали, должен брать на баланс муниципалитет и, соответственно, чистить по мере необходимости.

Муниципалитеты не очень-то охотно реагируют на такие просьбы....

Константин Ляшкевич: Нужно добиваться, чтобы чистили. Не находите отклика в муниципалитете? Жалуйтесь к нам, в область. К сожалению, не каждый муниципалитет понимает, что именно по дорогам люди судят вообще о любой власти. Мы работаем по методике, при которой каждый район должен указать состояние дорог. От этой оценки зависит размер субсидии, выделяемой ему из дорожного фонда области. Те, кто браво отчитывается, пытаясь ввести в заблуждение вышестоящую инстанцию, что с дорогами у них полный порядок, получают меньше денег. А те, кто в этом году написал все, как есть, денег получили больше всех.

Цены падали на глазах

А сколько дорог отремонтировали в области в этом году?

Константин Ляшкевич: Итог подведем, когда получим отчеты от всех районов и проверим их. Мы будем оплачивать лишь работы, которые выполнены качественно. Пока могу сказать одно - в июле, когда к ремонту только приступали, районы запрашивали субсидии, исходя из стоимости работ по 2000-2500 рублей за ремонт квадратного метра, а уже августе-сентябре цены упали до 680-800 рублей. В результате и работ сделано намного больше.

Почему же ремонт подешевел в три, а то и в четыре раза?

Константин Ляшкевич: Тем, кто планировал заказать дорогой ремонт, мы предлагали свои услуги - подъехать и вместе пересчитать, а затем оформить стоимость предстоящих работ. Запросы сразу снижались. Оказывалось, что можно и фирму нанять подешевле, и материалы приобрести не такие дорогие. Надо же понимать, что каждую сельскую дорогу в хайвэй не превратишь, если 60% областных трасс в области вообще малопроезжие.

И где же дороги хуже всего?

Константин Ляшкевич: Ситуация во всех районах была близка к критической. Последний раз технику массово покупали в 2007 году, а за пять лет, как известно, любая машина изнашивается. Полностью завершить модернизацию мы планируем в течение двух-трех лет. За это время обновим бульдозеры, грейдеры, асфальтоукладчики и катки. Оборудуем лаборатории - от качества материалов во многом зависит и качество дороги после ремонта.

Подмосковные трассы в своем большинстве опасны: почти нигде нет разделительных отбойников... Что вы намерены сделать для повышения их безопасности?

Константин Ляшкевич: Отбойники на разделительных полосах можно поставить только там, где это позволяет ширина проезжей части. Сейчас мы рассматриваем разные варианты. В частности, на недавней выставке видели трассовые ограждения. Они занимают гораздо меньше места и широко используются за границей. Единственная проблема - в них очень дорогой специальный трос с определенной удерживающей способностью. Вот и думаем, как его удешевить. Посмотрим и где можно поставить взамен бетонных ограждений металлический брус. Пешеходные переходы будем максимально обустраивать техническими средствами, чтобы привлекать к ним внимание водителей. А одноуровневые пешеходные переходы с будущего года вообще начнем ликвидировать. Что строить вместо них, будем решать индивидуально в каждом конкретном случае.

Инвестор долго ждать не будет

Когда начнут строить платные переезды?

Константин Ляшкевич: Надеюсь, что до конца года подберем 4-5 объектов. Наиболее привлекательны для частного инвестора такие, которые можно построить за год-полтора и не многомиллиардные по цене. Скорее всего, это будут переезды, расположенные за пределами населенных пунктов.

А на бюджетные деньги что-то построили?

Константин Ляшкевич: К сожалению, в этом году ничего. Сейчас получаем дополнительное федеральное финансирование на два долгостроя: путепровод в Котельниках и переезд на платформе Хлебниково в Долгопрудном. Надеемся, что сможем ввести их на год быстрее запланированного: Котельники - в следующем году, Хлебниково - в 2014-м.

Кстати

Кому пожаловаться, если дорогу долго не убирают? Можно написать на сайт управления дорожного хозяйства, можно - в "Мосавтодор".

С 1 ноября при ГКУ "Мосавтодор" действует "Ситуационный центр". По всем имеющимся замечаниям, предложениям о ситуации на автодорогах Московской области сообщайте по телефону 8-495-287-87-54 (круглосуточно).