Сейчас право налоговых органов проводить контроль выполнения кредитными организациями обязанностей, установленных Налоговым кодексом, закреплено в п. 15 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". При этом в целях обеспечения режима банковской тайны обязанности банков в предоставлении информации налоговым органам не распространяются за пределы надзора за уплатой налогов и сборов. Непосредственно эти обязанности указаны в ст. 46, 60, 76 и 86 Налогового кодекса РФ, что позволяет налоговым органам своевременно получать информацию о счетах и платежах налогоплательщиков, а также взыскивать налоговые долги с банковских счетов должников или приостанавливать операции по их счетам.
По действующему Налоговому кодексу такой контроль не признается налоговым контролем, поскольку в п. 1 ст. 82 НК РФ таковым считается деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ, только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Банки не являются ни одним из таких субъектов в отношениях, касающихся уплаты налогов лицами, открывшими в них счета.
На этом основании налоговые органы лишены возможности проводить выездные проверки в банках по вопросам уплаты налогов и сборов их клиентами-налогоплательщиками. Даже если некоторые налоговые инспекции пытались инициировать подобные контрольные мероприятия, банкам удавалось добиваться признания таких решений незаконными в суде (например, постановления ФАС СЗО N А42-6788/2010 от 20.07.2011, N А56-39973/2010 от 15.03.2011, постановление ФАС Московского округа N А40-8850/11-20-34 от 30.01.2012).
Несмотря на это, минфин и ФНС с давних пор занимают более жесткую позицию, считая законным истребование у банков справок о наличии счетов и остатках денежных средств на них в отношении контрагентов проверяемой организации (Письмо Минфина России N 03-02-07/1-103 от 12.03.2010, Письмо ФНС России N ШТ-22-2/727@ от 18.09.2009). Подобные требования действительно не совсем основаны на правовых нормах налогового законодательства, однако в борьбе с созданием и использованием "однодневок" подобные проверки могли бы дать ощутимую пользу. По-видимому, эти соображения стали поводом к разработке новых налоговых правил.
Точку в долгом споре могут поставить предлагаемые поправки, благодаря которым документальные проверки банков налоговыми инспекциями смогут проводиться значительно глубже, с выяснением неограниченного числа операций любых клиентов этого банка. Регламентация таких проверок предлагается в виде самостоятельной главы об этом особом виде проверок. В предлагаемой редакции привлечение к ответственности банков осуществляется по правилам ст. 101.4 НК РФ. Это означает, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства, инспекторы, проводящие проверки, будут составлять акты. Возражения на акт принимаются в течение 10 дней, после чего в присутствии представителя кредитной организации состоится рассмотрение акта руководителем налогового органа и может быть вынесено решение о привлечении к налоговой и административной ответственности за совершение налогового правонарушения. Обжаловать такие решения банки смогут как по ведомственной линии (через подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган), так и в судебном порядке.
В целом порядок проведения указанных проверок очень напоминает выездные проверки налогоплательщиков. Также ограничены продолжительность, глубина и частота проверок - не дольше двух месяцев, не более чем за три предшествующих проверке года, не чаще одной проверки в три года. Однако при определении количества проверок банка не учитывается количество проведенных самостоятельных проверок его филиалов или представительств. Это означает, что банки с развитой филиальной сетью окажутся под постоянным контролем налоговых органов, проверяющих то один, то другой филиал.
В отличие от привычных проверок ФНС предметом этих проверок является соблюдение банком законодательства о налогах и сборах, правильность и своевременность перечисления им налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов. В ходе проверки банк обязан обеспечить проверяющим возможность ознакомиться с документами, необходимыми для осуществления контроля. Истребование документов производится по общим правилам ст. 93 НК РФ - в ответ на письменное требование налогового органа банк в течение 10 дней представляет документы лично, почтой или по телекоммуникационным каналам связи, в случае необходимости предоставляются для ознакомления подлинники документов. Повторное истребование документов не допускается.
Особенно тревожит налогоплательщиков то, что эти проверки затронут не только деятельность банков по перечислению платежей в бюджет и исполнению требований о блокировании счетов должников. Поскольку в ходе проверки исследуются первичные документы, налоговые органы получают практически неограниченный доступ к выпискам по счетам всех клиентов любого банка. Для перечисления налогов установлены лишь крайние сроки, но не конкретные дни - значит, устанавливая правильность перечисления, будут исследоваться выписки за несколько дней или даже недель. Формально у налоговых инспекторов нет никаких препятствий для того, чтобы впоследствии не использовать сведения из этих документов при проведении выездных проверок клиентов данного банка, особенно в случае обнаружения переводов с участием фирм-"однодневок". Для криминальных лжеорганизаций подобные нововведения действительно могут оказаться серьезным препятствием, но, учитывая предельно краткий срок жизни "однодневок", отвечать им вряд ли придется. А неполученные доходы бюджета налоговые органы будут настойчиво пытаться взыскивать с налогоплательщиков, замеченных в связях с "однодневками", даже если они были введены в заблуждение мошенниками.
Кроме того, в банках даже за один операционный день накапливается не менее нескольких десятков тысяч операций по счетам, из них большинство связаны с уплатой налогов. За три года это будут астрономические количества информации, требующей изучения налоговыми органами. Чтобы только сформировать и отправить массив данных, может потребоваться значительное количество человеко- или машиночасов. Все это накладывает дополнительное бремя на все коммерческие организации, а эффективность подобного контроля вызывает сомнения.