С 1 декабря в поликлинику можно будет записаться в интернете

Как я по Сети записывалась на прием в поликлинику.

1 декабря жители всех регионов России должны получить возможность записаться на прием к врачу в электронном виде, через Единый портал госуслуг. Несколько дней назад прошло сообщение: электронная запись на прием к врачу заработала. Правда, пока только в тестовом режиме.

Дело в принципе хорошее: не нужно дозваниваться в регистратуру по вечно занятому телефону, тем более топать до поликлиники, чтобы в день записи выхватить заветный талон. Сел за компьютер, выбрал удобное время и - пожалуйста, иди лечись. Тем более что, как говорилось в сообщении, проходить регистрацию на портале госуслуг не понадобится, то есть не надо будет ждать письма с подтверждением и идентификационными данными.

"Надо попробовать", - решила я и пошла собирать на всякий случай документы, которые могли понадобиться (чтобы были под рукой). В итоге пригодилось все: паспорт, страховое свидетельство пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка) со СНИЛС (индивидуальный номер моего лицевого счета, который используется не только в пенсионных, но вообще во всех социальных делах), полис ОМС (еще одна пластиковая карточка, опять зеленая).

Шаг 1. Иду на портал www.gosuslugi.ru. Регистрироваться все же приходится, правда по упрощенному варианту. Ни СНИЛС, ни данные паспорта (как при полной регистрации) не нужны. Нажав на ссылку "регистрация", останавливаюсь на варианте "Простая учетная запись" и внизу под перечнем услуг в этом столбике "нажимаю" с помощью мышки на кнопку "выбрать".

Дальше все как обычно при регистрации на любом сайте. На указанный адрес моей электронной почты приходит длинная ссылка, перейдя по ней, попадаю в регистрационную форму. Придумываю и ввожу логин и пароль - в дальнейшем они понадобятся, чтобы входить на портал в личный кабинет.

Шаг 2. В личном кабинете выбираю ссылку "Электронные услуги". Пройдя по ней, из перечня ведомств останавливаюсь на плашке "Министерство здравоохранения РФ", и дальше высвечивается одна-единственная пока услуга "Прием заявок (запись) на прием к врачу".

Шаг 3. На этой страничке представлена вся информация, как можно записаться к врачу. Мне на всякий случай напомнили все способы подачи заявки (через Единый портал государственных и муниципальных услуг, с помощью инфомата, по телефону или лично обратившись в регистратуру), какие нужно иметь документы (СНИЛС, полис ОМС, паспорт). Ничего особенно важного или того, чего не знала раньше, я не нашла. Иду дальше. Две одинаковые кнопки "Получить услугу" - вверху в правом углу электронной страницы и внизу в левом углу. Видимо, для моего удобства - чтобы не надо было пролистывать длинную электронную "простыню" вверх-вниз, но для первого раза не вполне понятно, куда идти дальше. Прошла обоими путями, щелкнув сначала на верхнюю, потом на нижнюю ссылку. Попадаю в итоге на одну и ту же страницу: "Получение государственной услуги".

Здесь фиксируется номер моего заявления, дата, время.

Идем дальше по ссылке "Продолжить".

Шаг 4. Попадаю на страничку "Пользовательское соглашение", где меня знакомят с многочисленными правилами, которые я должна соблюдать, если хочу пользоваться услугой регулярно.

Самые важные моменты:

Если я передумаю (или не смогу) прийти к врачу в выбранное мною время, я должна позвонить в поликлинику и предупредить об этом не менее чем за 45 минут до приема.

В свою очередь, поликлиника, если что-то меняется в расписании, обязана сообщить мне об этом и предложить перенести визит.

Если я трижды записываюсь к врачу через портал и все три раза пропускаю прием, не предупредив медучреждение, меня занесут в список "недобросовестных пациентов" и отлучат от возможности пользоваться порталом в течение месяца.

Прочтя все предупреждения, кликаю под документом "согласна" и иду дальше.

Шаг 5. Открывается страница собственно записи. Еще раз заполняю все свои данные: ФИО, номер полиса ОМС. Дальше надо выбрать регион (живу в Москве) и поликлинику (есть поле для ее номера).

И тут - стоп. Ни моего района, ни "родной" поликлиники, куда обращаюсь уже много лет, в системе пока нет.

Звоню в колл-центр (номер телефона есть на главной странице портала). Трубку берут сразу, ждать не приходится. Оператор по имени Константин объяснил, что база данных пока неполная, формируется она постепенно, по мере того как подают данные все медучреждения. "У нас пока запись не ко всем специалистам, а только к терапевту, педиатру и зубному", - честно предупредили меня по телефону.

Я попросила оператора мне помочь, и Константин добросовестно прошел со мной еще раз все шаги записи через портал по новой, контролируя мои действия. Но и вместе у нас записаться не получилось.

"Подождите, пожалуйста", - и Константин отключился секунд на 30, а вернувшись на линию, извинился и пояснил: в полном объеме услуга на портале заработает после 1 декабря, сейчас она запущена в тестовом режиме, чтобы как раз отработать все нюансы и избежать технических сбоев.

"Вы из Москвы? - уточнил Константин. - Можете записаться на региональном сайте pgu.mos.ru".

Шаг 6. Иду на московский сайт. Главная страница мне понравилась: тут "обещают" не только записать к врачу, но и выписать электронный рецепт на лекарства и поставить в электронную очередь на получение высокотехнологичной медпомощи (не говоря уже о прочих услугах, не имеющих отношения к медицине).

Регистрацию прошла успешно. Но когда дело дошло до выбора поликлиники - опять стоп. Система упорно выдавала мне сообщение, что мой полис ОМС не зарегистрирован к обслуживанию в моей поликлинике, и преодолеть этот барьер мне так и не удалось. Единственное, что посоветовали мне операторы колл-центра, - обратиться в мое медучреждение и проверить, подавались ли данные обо мне и моем полисе в систему.

Вывод. Для того чтобы система заработала, придется подождать, и, боюсь, намного дольше, чем до 1 декабря. Сама запись к врачу организована довольно просто. Главная сложность, по моим ощущениям, в создании корректной базы данных и ее обновлении. Впрочем, черновик моей заявки на прием сохранен в моем личном кабинете на портале госуслуг, так что через какое-то время я повторю попытку и расскажу о результатах. А пока - по-прежнему надежнее записаться по телефону или прогуляться до поликлиники и отстоять очередь в регистратуру.

Кстати

Именно запись к врачу возглавила рейтинг востребованности электронных государственных сервисов среди жителей России. Об этом сообщил руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов.

Рейтинг востребованности составлен по результатам общественного обсуждения, которое проходило в октябре-ноябре 2012 года с участием 600 экспертов - чиновников, представителей ИТ-сообщества и общественности. На втором месте по популярности после записи к врачу оказался доступ к информации о тарифах и потребленных жилищно-коммунальных услугах, на третьем - электронная запись в детские сады и школы, на четвертом и пятом - электронная медицинская карта и электронный дневник ученика.

"В результате этого обсуждения мы получили Топ-20 сервисов наиболее востребованных госуслуг. Какие-то из них уже переводятся в электронный вид, какие-то еще нет. Наша задача - объяснить регионам и их руководителям, что при планировании и формировании мероприятий по внедрению информационных технологий нужно учитывать это в первую очередь, а не ориентироваться только на нормативные акты. Мы рассчитываем, что по результатам этой работы будет принят ряд нормативных актов, который позволит эти услуги оказывать в электронном виде", - сказал Павел Хилов.