Вы затеваете новый музыкальный проект, это одноразовая акция или история с продолжением?
Борис Березовский: Надеюсь, что многоразовая. Если первый пройдет успешно, то можно будет устраивать регулярно.
Что является сквозной идеей фестиваля?
Борис Березовский: Прежде всего замечательные музыканты, мои партнеры. К сожалению, в нем не будет участвовать ушедшая этим летом из жизни Брижит Анжерер. Именно с ней мы замышляли фестиваль, формировали программу, она советовала какие-то сочинения, которых я раньше не знал. Она ведь училась в России, обожала все русское и очень хотела выступать здесь. Но будут другие: изумительный виолончелист Анри Демаркетт, Майкл Гутман, яркий талантливый скрипач, а также пианист Жан Бернар Помье.
А в программе есть какой-то "изюм"?
Борис Березовский: Некоторые вещи достаточно эксклюзивны. Например, виолончельный концерт Дютийё. Я буду также играть финал его фортепианной сонаты, Хорал и вариации. Эффектная, ритмичная музыка, почти джаз-рок. Все остальное - Куперен, Дебюсси, Форе, Сати - это музыка невероятно изысканная, парфюмированная, как французская живопись. Темных красок внесет Равель, особого мироощущения - Мессиан.
Вы живете в Бельгии, но во Франции выступаете часто, вас там любят, вообще Франция - ваша тема?
Борис Березовский: Я обожаю французское искусство, хотя не могу сказать, что с французами мне легко. Бывает неуютно от их манерности, какой-то "искусственности". Но в музыке - огромные притяжения, как исполнитель с благодарностью играю многое. Вообще, считаю, что в классической музыке существует три главных школы: немецкая, французская и русская. Все остальное - вариации. Конечно, речь не о фольклоре.
С Уральским оркестром вы выступаете часто, включая международные фестивали, записали несколько дисков, а как вы нашли друг друга?
Борис Березовский: На Западе из дирижеров - мало с кем у меня такие контакты. Пожалуй - оркестр Санта Чечилия и Антонио Паппано, с ними было замечательное турне. Обычно же все происходит в рабочем режиме: одна репетиция и сразу концерт. По-настоящему я работаю только в Екатеринбурге, с Уральским филармоническим оркестром.
Как ни странно я познакомился с оркестром в Петербурге. Меня попросили сыграть с ними Концерт Рахманинова, мы отыграли, и во втором отделении я пошел слушать Третью симфонию Рахманинова. Я был совершенно поражен. Мне первый раз в жизни понравилась эта симфония. С тех пор я стараюсь как можно чаще работать с этим коллективом, люблю и ценю их.
Второй концерт Рахманинова вы сыграли с ними бессчетное число раз, а как не устать от повторов, где заново взять эмоций?
Борис Березовский: Когда я играю Рахманинова, то обычно представляю русскую природу, красивые пейзажи, а от природы ведь устать невозможно.
А какие у вас отношения с современной музыкой?
Борис Березовский: Сложные. Например, нравится музыка Александра Чайковского. Когда-то я услышал его оперу "Один день Ивана Денисовича" в Перми, она произвела на меня сильное впечатление, и я стал слушать другие его сочинения. А вообще, после одного случая, можно считать, что мои отношения с современной музыкой закончились. Один мой знакомый композитор написал для меня пьесу. Но у меня не было времени (признаться, и желания!) его выучить. И я предложил ему оставить ее в программе, но предупредил, что возьму первый аккорд из его сочинения, а дальше буду импровизировать. И вот я в Мюнхене десять минут играю все, что "под руку попадется". А после концерта появляются рецензии, что "это было прекрасно", "композитор замечательный", и "когда мы снова услышим его новую музыку". И я сказал себе "все!".
Ваша старшая дочь пошла по вашим стопам, она пианистка?
Борис Березовский: Да, у нее все складывается довольно успешно, она выиграла известный конкурс во Франции. К сожалению, у меня не было времени с ней заниматься, я ей передал только свои гены. Она - настоящая англичанка, и пока мне не удалось привить ей любовь ко всему русскому.