О самых интересных экспонатах и концепции выставки рассказывает Ольга Дмитриева, заместитель генерального директора Музея-заповедника "Московский Кремль".
Допетровская Русь как перекресток между Востоком и Западом - это неожиданный поворот. Принято считать, что западным влиянием мы обязаны Петру...
Ольга Дмитриева: Ну вот, вы тоже во власти стереотипов. Дескать, Россия - страна восточная.
Вы намерены с этим поспорить?
Ольга Дмитриева: Мы намерены прежде всего показать уникальную природу русского двора XVI-XVII века. Вещей, что были в ходу при Иване Грозном, первых Романовых, Петре Первом.... Это и шедевры персидских и турецких ювелиров, и европейских златокузнецов, и, кстати, произведения ремесленников Кремлевских мастерских... Все три "стороны" в Музеях Московского Кремля представлены исключительными по своим достоинствам произведениями. Русский двор был открыт художественным влияниям и Востока, и Запада. Но в окружении царского двора превалируют западноевропейские предметы.
Но посольские дары говорят о дипломатических связях, а не о самом дворе...
Ольга Дмитриева: С одной стороны, да. Изделия немецких златокузнецов почти все европейские монархи использовали как универсальный дипломатический дар. Но не менее важно, как вещи использовались. Скажем, церемониальные сосуды ставились на царский поставец, что демонстрировался во время аудиенции послов в Грановитой палате. А значит вещи - с ренессансными и барочными изображениями Аполлона, Дианы, Цереры - участвовали в формировании образа власти российского государя. И русская аристократия знакомилась с сюжетами античной мифологии.
Но произведения восточных художников тоже были?
Ольга Дмитриева: Разумеется. Московские государи были сведущи в том, где что целесообразнее искать. Если речь шла о работе ювелиров, то они обращаются к Востоку. Если о серебряных дел мастерах, то к Западу. Если холодное оружие, то это Турция и Иран. Если огнестрельные пищали, это их найдут в Западной Европе.
Звучит так, будто глобализация началась в XVI веке...
Ольга Дмитриева: Я бы не называла это глобализацией. Просто формируется единое пространство культуры с общими представлениями о красоте, моде, престижности... Двор царя Алексея Михайловича был в курсе последних новинок. Царь заказывает своим агентам и послам, готовившимся приехать в Московию, допустим, сосуды новомодной формы.
Были даже заказы?
Ольга Дмитриева: Конечно. Самые интересные, на мой взгляд, случаи, когда в одной вещи соединены элементы разных культур. Часто западноевропейские гравюры становятся источником декоративных мотивов и сюжетов при декорировании русских ювелирных изделий. Зрители увидят серебряные стаканы с чернью, изделия русских мастеров, где сюжеты взяты из европейской гравюры. Это была потрясающая эпоха плодотворного синтеза. У нас есть часы начала XVII века, в которых механизм швейцарский, а ювелирное оформление - турецкое.
Часы - подарок турецкого султана?
Ольга Дмитриева: Покупка для русской казны. Торговля - великая вещь. Еще более неожидан случай, когда мастера Османской империи изготавливают предметы христианского культа, и панагии приходят к нам в ювелирном восточном оформлении.
Вы везете вещи из основной экспозиции или из запасников?
Ольга Дмитриева: По-разному. Мы постарались достойно ответить на выставку, которую к нам в 2006 году привозили коллеги из собраний Дрездена. Для этого города, кстати, тема встречи Востока и Запада, как и для Москвы, одна из ключевых.
Между тем
Если будете проездом в Дрездене, то выставку "Между Востоком и Западом. Сокровища Кремля от Ивана Грозного до Петра Великого" можно посмотреть в Дрезденском дворце-резиденции с 1 декабря 2012 по 4 марта 2013.