Развитие инновационных компаний формирует запрос на соответствующую инфраструктуру. Точки зрения относительно того, кто же должен ее создавать - бизнес или государство, - разные. Как правило, эту задачу берет на себя государство, однако даже в этом случае правомерен вопрос об экономической эффективности вложений. "Думаю, если спросить самих участников инновационной экосистемы, мы получим ответ, что нужны и инвестиции, то есть частный капитал, и дотации государства. Однако главное для нас - понять, в том числе с помощью международного опыта, как сделать так, чтобы эта инфраструктура - как созданная на частные, так и на государственные деньги,
действительно отвечала понятию инновационности", - отметил председатель наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник. Он подчеркнул, что инновации - это такой же бизнес, как и любой другой, это прежде всего деньги. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы создаваемая инновационная инфраструктура не стала бременем на шее государства или частной компании, а была выгодной. Необходимо понять, какие инструменты есть у России и у наших зарубежных коллег для того, чтобы сделать эту инфраструктуру самоокупаемой или даже прибыльной. По словам Бортника, инфраструктура должна формировать "инновационную ментальность", то есть помогать государству превращать научные идеи в выручку. "Мне в этом смысле нравится опыт израильтян, которые при формировании инновационных компаний сразу ориентируют их на выход на IPO. Мне бы хотелось, чтобы и наши компании сразу ориентировались на публичное размещение на рынке инноваций и инвестиций Московской биржи", - сказал эксперт.
Инноваторы сегодня сталкиваются с проблемами, в решении которых должен быть комплексный подход: необходимо задействовать и основных игроков рынка, и государство. "Если говорить об Интернете, например, проблему с нехваткой профессиональных кадров нужно решать всесторонне. Создавать образовательную базу, которая бы готовила сильных специалистов в онлайн-области", - считает гендиректор Fastlane Ventures Марина Трещова. По ее мнению, когда государство нацелено на то, чтобы создавать для предпринимателей и бизнесов здоровый климат, это благоприятно влияет на всех ключевых участников рынка, включая инвесторов.
И государство, и бизнес при вложении в инновационную инфраструктуру должны понимать, какую ответственность они несут. Наиболее эффективная модель, по мнению многих экспертов, - это направление государственных дотаций на "жесткую" и "полужесткую" инфраструктуру, к которым относятся здания, земля и оборудование. Это большие расходы, которые бизнес часто не может потянуть самостоятельно. А вот затраты на маркетинг, продвижение инновационной продукции, ее выход на рынок финансируются частным капиталом. "Важно придумать правильную систему ценообразования, чтобы затраты окупались и бизнес был рентабельным. Таким образом, "мягкая" инфраструктура создается за счет бизнеса и он несет за нее ответственность", - сказал гендиректор Технопарка Новосибирского Академгородка Дмитрий Верховод.
Подобная схема реализуется и в других странах, в частности в Китае. Как рассказал вице-президент научного парка TusPark Ли Чзицзян, при реализации проекта государство предоставило только землю. Все остальное было создано за счет банковского кредита. А гендиректор "Технополиса Санкт-Петербург" Питер Коучмэн обратил внимание на то, что технопарк - это не только здание, это целый процесс. Он привел в пример свою родину: "Почему в Финляндии, стране лесорубов и резиновых сапог, появились такие технологические гиганты, как Nokia? Потому что государство оказывало поддержку молодым талантливым изобретателям". Эксперт убежден, что и в России есть светлые умы, есть деньги и есть даже определенная инфраструктура. Главное - желание государства работать в этом направлении.
Инвестиции в инновационную инфраструктуру могут быть выгодны государству и с точки зрения налоговых отчислений, и с точки зрения развития регионов. По словам директора департамента инфраструктурного и регионального развития РВК Андрея Введенского, любой объект инфраструктуры - это та же технологическая компания. У него есть кривая доходности и жизненный цикл. По его мнению, на российском рынке инфраструктурные проекты могут быть не менее доходны, чем технологические. Однако доход от инфраструктуры не сопоставим с тем, который может принести технологическая компания. Иван Бортник назвал нормальным уровень доходности в 15-20%. В то же время, по словам Андрея Введенского, рубль государства, вложенный в венчурный фонд, возвращается через 5-7 лет. "Жесткой инфраструктурой нужно правильно управлять. Государство должно четко понимать, какую выгоду оно хочет получить - налоги, рабочие места в высокотехнологичной сфере и т.д.", - отметил гендиректор Научного парка МГУ Олег Мовсесян. При этом он добавил, что в научном парке 70% доходов от инфраструктуры приносит аренда, оставшиеся 30% - консалтинг.