Детройт превращается в заброшенный город-призрак

Едва ли в США или любой другой стране найдется город-миллионник, потерявший за пару десятилетий почти половину своего населения. Между тем, центр американского автомобилестроения - Детройт - в 60-е-70-е годы прошлого века, воплощавший в себе всю мощь индустриальной и промышленной Америки, деградировал настолько, что в США всерьез обсуждают идею его упразднения.
 

Город-банкрот

На прошлой неделе сенатор в конгрессе США от штата Мичиган Рик Джонс предложил расформировать Детройт в связи с его плачевным финансовым положением, а муниципальную собственность и активы распределить по соседним населенным пунктам и графствам штата Мичиган.  

"Если нам не останется другого выбора, то этот вариант нужно рассмотреть. Нам нужно подумать обо всех имеющихся альтернативах", - заявил законодатель, добавив, что "если речь пойдет о банкротстве, то пострадает каждый работник, пострадает сам город, на который набросятся стервятники и растащат "жемчужины" Детройта, которые будут потеряны навсегда".

Между тем Рик Снайдер губернатор штата Мичиган, где расположен проблемный город, хотя и не поддерживает идею административного упразднения города, в тоже время не исключает такой возможности. "Детройту нужно решить свои проблемы и мы их поддерживали в этом, предлагая различные идеи и мысли", пояснил на прошлой неделе глава штата Мичиган.

Бюджетные неурядицы Детройта, где находится "большая тройка" - штаб-квартиры крупнейших американских автомобилестроительных компаний "GM", "Ford" и "Chrysler" - за последние несколько лет стали хроническими. И без того неважная ситуация с финансами к концу текущего года ухудшилась настолько, что уже к середине декабря город может остаться без денег. Городской совет упорно отказывается утверждать трехлетний контракт, стоимостью в 300 тысяч долларов с юридической компанией, которая должна заняться оздоровлением городской казны. Между тем именно это на этом условии настаивает руководство штата Мичиган, обещая рассмотреть вопрос о выделении более 130 миллионов долларов "вспоможения" Детройту.   

Теперь мэру Детройта, который тоже никак не может найти общий язык с городским советом, не остается ничего другого, как всерьез задуматься о роспуске сотрудников муниципальных служб в неоплачиваемые отпуска. Это действительно придется сделать, если до конца года так и не удаться наскрести недостающие 30 миллионов долларов, чтобы закрыть "дыру" в бюджете.
Общие же долги города по долгосрочным облигациям еще весной 2012 года перевалили за 12 миллиардов долларов, и как покрыть эту гигантскую сумму никто толком не знает.

Сбежать за "восьмую милю"

Последние 15 лет Детройт переживает самую настоящую демографическую катастрофу - с 2000 по 2010 год в пригороды и соседние штаты "сбежало" 25 процентов населения. По данным последней переписи населения, в городе проживало чуть более 700 тысяч человек - на четверть миллиона меньше, чем в 2000 году.

Примечательно, что в середине 1950-х годов детройцев насчитывалось почти 2 миллиона человек.  Причины массовой депопуляции некогда весьма респектабельного американского города связаны, как с общими проблемами автоиндустрии США, которая сначала начала буксовать под натиском японских конкурентов, а затем и вовсе "легла на бок" во время финансового кризиса 2008-2009 годов, так и с массовым разгулом преступности, отмечают американские эксперты в области урбанистки.

Сегодня от 60 до 70 тысяч строений в Детройте пустуют, убедительно иллюстрируя свое плачевное состояние зияющими окнами, выбитыми вандалами дверьми и выломанными кондиционерами. Даже самое высокое здание в Детройте - "Центр ренессанса", построенное в 1970-е годы - сегодня заполнено офисами лишь наполовину, сообщают американские СМИ.

На фоне резкого падения стоимости детройтской недвижимости и роста количества брошенных зданий, которые частенько поджигают местные люмпены, стремительно ужались и доходы городской казны. Недополученные налоги должны были бы идти на содержание школ, полиции, пожарных и других городских служб. В итоге время ожидания приезда полиции в Детройте стало одним из самых больших в Америке, а журнал "Forbes" в последние годы стабильно отдает городу первое место в рейтинге самых опасных городов США. Дошло до того, что местные огнеборцы отказывались тушить горящие строения, если только пожары не угрожали жизни и здоровью людей.

Все эти проблемы привели к тому, что оставшиеся в Детройте жители начали массово мигрировать в пригороды, за так называемую восьмую по счету милю от городского даунтауна. Большинство же из тех, кто не смог позволить себе перебраться за "восьмую милю" на севере города представляют из себя наименее бедных американцев.

С учетом того, что больше 83 процентов горожан - это афроамериканцы, сегодня уровень безработицы в Детройте достиг почти 20 процентов - в два с половиной раза выше, чем в среднем по стране. При этом около 40 процентов черных жителей города находится за чертой бедности.

Неудивительно, что преступность в таких "тепличных условиях" едва ли пойдет на спад, особенно на фоне крайне низкого уровня образования - по некоторым данным, сегодня лишь 11 процентов детройтцев в возрасте от 25 до 34 лет имеют диплом колледжа. В городе Сиэтл, например, этот показатель находится на уровне 63 процентов.

Канадская "дорога жизни"

Как убедился корреспондент "РГ", побывав некоторое время назад в Детройте, усугубляющиеся проблемы города вынуждают жителей самоорганизовываться для уборки улиц и ремонта домов на общественных и добровольных началах.

"Многие детройцы уже отчаялись получить помощь от местных властей, мы собираемся в волонтерские группы, которые пытаются вдохнуть жизнь в депрессивные районы города", - рассказывает "РГ" чернокожий руководитель организации "Воспрянь Детройт!" Лютер Кит, с неудовольствием добавляя, что местные чиновники в последнее время слишком часто становятся фигурантами коррупционных уголовных дел.

Я родился в Детройте в 1980 году и не мог дождаться, как бы поскорей покинуть это место. К сожалению, приходится приезжать сюда иногда и навещать родственников. Город с каждым годом становится все хуже и хуже, превращаясь в настоящую изнанку Америки", - пояснил нашему корреспонденту местный житель Джастин Логан. 

Впрочем, на фоне почти повсеместного пессимизма среди местного населения есть место и амбициозным планов, которые, теоретически, могут не только вытянуть Детройт из "долговой ямы", но и сделать его важным международным логистическим узлом.

В беседе с "РГ" профессор экономики детройтского университета Уэйна Майкл Белзер рассказал об инициированном им несколько лет назад проекте "Глобальный грузовой коридор "Великие озера". Идея предусматривает создание новой транспортной инфраструктуры и соединение развитых районов срединной части США с канадским портом Галифакс.  

Американо-канадская "дорога жизни", проходящая через Детройт, может "оживить" медленно, но верно умирающий город и составить серьезную конкуренцию существующим торговым путям из Чикаго в порты Норфолка и Нью-Йорака. Согласно расчетам экспертов, американские товары можно будет доставлять на глобальные рынки быстрее и дешевле, в том числе и потому что Галифакс - это единственный порт в Северной Америке, способный принимать корабли нового поколения, способные принимать на борт до 18 тысяч контейнеров.

Впрочем, несмотря на свежую и, судя по всему, экономически обоснованную затею, инвесторы как с американской, так и с канадской стороны пока не спешат выстраиваться в очередь для участия в реализации данного амбициозного начинания. Это значит, что проблемному Детройту придется в ближайшие годы надеется только на себя. Конечно, если город-банкрот не будет в ближайшее время просто-напросто упразднен, как предполагают некоторые политики в Вашингтоне.  

Фоторепортаж