Диана Вишнева: Я испытываю к Вагановской школе огромную любовь

Завтра старейшая российская балетная школа - петербургская Академия русского балета имени Вагановой отметит свое 275-летие на сцене Музыкального театра имени Станиславского. В Москву приедут и первоклассники академии, и выпускники разных лет, работающие во всех концах мира. В концерте выступит и прима Мариинского театра Диана Вишнева - балерина, воплощающая само понятие вагановской школы. Накануне обозреватель "РГ" дозвонился до Вишневой в итальянский Турин, где она работает с педагогами труппы Мориса Бежара над "Болеро".

Что значит для вас Академия русского балета имени Вагановой?

Диана Вишнева: Школа - это наше все, залог успешности и продолжительности нашей профессиональной жизни. Но везде важно, к каким педагогам ты попал: начиная от начальных классов, когда тебя ставят в позиции и объясняют азы методики, до самых выпускных. Хотя, когда я попала на Запад, то поняла, что в нашей школе есть и определенные минусы. У моих коллег разное отношение к Вагановской школе, но я испытываю к ней огромную любовь. Ее самые сильные стороны - постановка рук, спины, дыхания в движении, этого не даст ни одна другая школа.

Цитаделью вагановского метода остается сегодня академия балета в Петербурге, но одни не видят развития ее метода, другие говорят, что принципы Вагановой не соблюдаются...

Диана Вишнева: Думаю, если бы Ваганова была жива, она бы все усовершенствовала. В свое время она взяла лучшее, что было в балетном мире и соединила в своей методике. И если бы она увидела направление, в котором развивается сегодня западный балет, она бы учила иначе.

Почему, вы думаете, метод Вагановой не развивается в наши дни?

Диана Вишнева: Чтобы вагановская система развивалась, в балетной педагогике должны появляться личности. А сейчас я таких людей не вижу. Последним был Константин Сергеев: он следил за изменениями, за новыми веяниями в хореографии. Когда я училась в третьем классе, Константин Михайлович Сергеев поставил мне высший балл, который обычно не ставят ученикам такого возраста. Возможно, он заметил новую эстетику, привнесенную в школу новым поколением. Я также не могу не сказать об Игоре Дмитриевиче Бельском, который всегда чувствовал, что время идет вперед и важно привносить изменения в учебную методику. (купюра) Однако традиция - важнейшее понятие в нашей профессии, и школа должна ее хранить, но не забывать, что люди, создавшие эти традиции, всегда были в поиске и в развитии. Ученицы Вагановой рассказывают, что она подходила к каждой из них индивидуально.

Говорят, Ваганова повторяла своим ученицам слова Наполеона: "Солдаты, 20 веков смотрят на вас с вершин пирамид". А вы ощущали, что вашей школе - почти три века?

Диана Вишнева: Он был в стенах, в людях, - везде, и я поняла, что хочу там остаться. Сейчас, когда я бываю в школе, мне кажется, что это немножко не та школа, в которой я училась. Конечно, ремонт важен, но что сделать, чтобы сохранить атмосферу и историю предыдущих поколений?

Сейчас бываете в школе?

Диана Вишнева: В течение всех лет работы в Мариинском театре я приходила к моему педагогу Людмиле Валентиновне Ковалевой, и продолжаю работать с ней.

Студенты, на ваш взгляд, изменились со времени вашей учебы?

Диана Вишнева: Мне кажется, раньше каждая ученица была более индивидуальной. Сейчас свое лицо имеют единицы, и иногда перспективную девушку или юношу приходится ждать 3-4 года. Не знаю, чем это объяснить.

Учусь всему, что дает западная школа. Мне Вагановская школа дает свободу двигаться в любом направлении

Вы много работаете и на Западе, и в России. Какое, думаете, место занимает сегодня Вагановская академия в ряду других балетных учебных заведений?

Диана Вишнева: По-прежнему в первых рядах. Это одна из лучших школ. Когда я впервые приехала в American Ballet Theatre, я очень переживала, потому что мне предстояло танцевать балет английского классика Кеннета Макмиллана. Ко мне подошла Ирина Александровна Колпакова (педагог АВТ, ученица Вагановой - А.Г. ) и сказала: "Что ты переживаешь, у тебя же Вагановская школа!" Но ведь танцевать все по-вагановски неправильно. Когда я танцевала Нуреева, все удивлялись: ты не меняешь ни одного движения, но получается так красиво! Я стараюсь научиться всему тому, что может дать западная школа. Мне вагановская школа дает абсолютную свободу двигаться в любом направлении.

Вы уникальный пример балерины, сделавшей большую международную карьеру без разрыва с родным Мариинским театром. Как вам это удалось?

Диана Вишнева: Главное, надо иметь голову. Важно быть коммуникабельным, суметь стать частью коллектива и доказать на сцене, что ты имеешь право быть примой. Когда приезжаешь в другие труппы и новый хореограф, новые педагоги видят твою отдачу, в ответ они открываются.

Еще тридцать лет назад кочующие по миру звезды балета были редким явлением. Сейчас танцовщики летают по миру почти столько же, как и певцы. Не ждет ли балет будущее оперных компаний, в которых постоянный состав только у хора, а звезды одновременно сотрудничают с десятками театров?

Диана Вишнева: Мир в процессе глобализации стал более открытым. В то же время, танцовщиков, которые могут вести балеты, principal, сейчас стало намного меньше. Дефицит определяет гостевые контракты. Раньше в ABT танцевало 2-3 русских, сейчас сезон строится на русских. Это не потому что там нас любят, но им нужно продавать билеты, а без звезд театр обанкротится. Так уж получилось, что русские танцуют лучше всех, если мы говорим о классическом репертуаре.

На Западе вы сотрудничали с ведущими современными хореографами. Как думаете, почему люди этой профессии уже много лет не появляются в России?

Диана Вишнева: Во-первых, за 70 лет советской власти любые начинания у нас на корню прерывались. Сначала были Якобсон, поколение хореографов драмбалета. После Григоровича уже никого не появилось. И сейчас нужно наверстать все, что мы пропустили.

На весну запланирован перенос американского балета Алексея Ратманского Concerto DSCH. Предполагается ли ваше участие в премьере.

Диана Вишнева: Это, кстати, хорошая новость. Наверное, да, буду участвовать. Я знала, что будет открываться новая сцена Мариинского театра, поэтому сделала себе короткий сезон в ABT. Я приезжаю в Петербург как раз в то время, когда начинает работу Ратманский. Надеюсь, что попаду в состав, если не буду полностью занята его же "Золушкой" - планируется ее запись на ДВД, если не отменится в одночасье, как уже однажды случилось.

В прошлом сезоне Большой театр объявил о том, что вы стали его приглашенной балериной. Будет ли продолжено сотрудничество?

Диана Вишнева: 15 января я приезжаю в Москву и приступаю к репетициям балета Матса Эка "Квартира" в Большом театре.

Планируете ли создание новых сольных программ?

Диана Вишнева: Сейчас я приступила к работе над "Болеро" Бежара, потом еду в Гамбург танцевать "Иллюзии как "Лебединое озеро" Джона Ноймайера, так что конец этого года и начало следующего у меня очень насыщенное освоением новых балетов, новых стилей. И одновременно работаю над новым проектом.

СПРАВКА "РГ"

Академия русского балета имени Вагановой основана в 1738 году как Танцевальная Ее Императорского Величества школы. В петербургской школе преподавал Дидло, училась Истомина, воспетые Пушкиным. Среди ее выпускников Кшесинская, Павлова, Карсавина, Нижинский, Баланчин, Семенова, Уланова, Дудинская, Сергеев, Чабукиани, Григорович, Нуреев, Макарова, Барышников, Асылмуратова, Лопаткина, Рузиматов, Зеленский, Захарова.

Диана Вишнева - выпускница Академии имени Вагановой, прима Мариинского театра, самая востребованная русская балерина на Западе, танцевала с Opera National de Paris, Токио-балетом, Berliner Staatsballet и другими ведущими компаниями. В последние годы работает в Мариинском театре и нью-йоркском American Ballet Theatre, создает уникальные сольные программы.