Гендиректор "Аэрофлота" высказал консенсусные предложения, которые необходимо реализовать до лета 2013 года, чтобы уже в следующем же году запустить проект. О том, что ряд норм в Воздушном кодексе прямо способствует росту цен за перелет, известно давно, и также давно авиакомпании борются за их отмену и смягчение. Для нормального функционирования лоукостера необходимо, чтобы компания имела право продавать на рейс на несколько билетов больше, чем число посадочных мест. Также нужно получить разрешение на взимание платы за багаж с пассажиров, право не предоставлять питание на борту, разрешить продажу невозвратных билетов. Помимо этого, придется построить аэропорт в Московском регионе для лоукостеров с выгодными для них тарифами, преодолеть запрет на привлечение иностранных пилотов на работу в российские авиакомпании. Наконец, не менее важно отменить пошлины на самолеты вместимостью более 170 кресел.
Когда все эти предложения будут реализованы, авиакомпании смогут сократить издержки как минимум на треть, а лоукостеры смогут превратиться в настоящие воздушные маршрутки: их самолеты получат возможность быстрее оборачиваться в аэропортах, делая короткие перерывы между взлетом и посадкой.
Как оказалось, у проекта есть и противники. В частности, недовольны летчики, которые получают по 400 тысяч рублей в месяц при не самом напряженном графике, и не боятся никакой конкуренции (летные школы не успевают готовить российских пилотов, а брать иностранцев прямо запрещает закон). Ведь эта их зарплата на уровне лучших иностранных авиакомпаний обусловлена именно отсутствием конкуренции на рынке. А чем дороже стоит пилот, тем меньше шансов на создание лоукостера.
Против лоукостеров выступают и достаточно авторитетные государственные структуры, которые не хотят менять нормы по провозу багажа и по обязательной кормежке пассажиров. Причины такой упертости в этих, прямо скажем, не первостепенных вопросах, непонятны. Зато эти же структуры поддерживают введение невозвратных билетов. Каждый специалист даст однозначный ответ: лишь введение невозвратных билетов позволит лоукостерам нормально функционировать, обеспечивая полную загрузку, и не неся потери от "отказников". Правда, неизвестно, как еще отнесутся к новшеству ФАС и Роспотребнадзор!
Наконец, из чего формировать региональную авиацию? Ключевые ведомства не согласны отменить пошлины на самолеты, вместимостью более 170 кресел. Намекают на то, что когда-нибудь появится российский дальний пассажирский самолет аналогичного класса. Поддержать отечественного производителя - дело святое, но когда еще МС-21 поднимется в воздух... А лоукостер может заработать уже в 2013 году. Он может и не заработать, если бюрократы сорвут планы выхода российских авиакомпаний в высшую лигу мировых авиаперевозчиков.
Не так давно консалтинговая компания McKinsey опубликовала во французской La Tribune отчет, в котором не оставила камня на камне от намерения "Аэрофлота" создать лоукостер. Но если вчитаться в документ, окажется, что вся аргументация компании, приведенная в статье с говорящим названием "Российский лоукост: невыполнимое обещание "Аэрофлота", всего лишь банально повторяет описание сложившейся ситуации, сделанное еще в октябре гендиректором российского авиаперевозчика Виталием Савельевым.
Основной аргумент McKinsey - лоукостер в России невозможен потому, что этому мешает законодательство. Поистине, открытие Америки! Но ведь о том же - о проблемах в законах - говорит и гендиректор "Аэрофлота"! Именно поэтому он идет к главе государства, поэтому используются масштабные лоббистские возможности, чтобы продвинуть идею изменения законодательства и добиться снижения расходов на авиаперевозки пассажиров.
Интересно, что примерно в это же время выходит в свет аналитический материал другой международной консалтинговой компании Bain & Company, стоящей в одном ряду с McKinsey. Анализируя ситуацию, эксперты компании дают рекомендации по действиям, необходимым при создании лоукостера и делают противоположный McKinsey вывод. "Аэрофлоту", - считают эксперты, - впрочем, как и другим игрокам, по силам создать успешный лоукостер в России". А дальше по пунктам разбирают, что необходимо делать и что надо менять, чтобы достичь цели. То есть Bain & Company предлагает решение задачи. А вот специалисты McKinsey предлагают ничего не делать, все равно, мол, ничего не получится. Комментарии, как говорится, излишни.
Появление очевидно ангажированного и довольно-таки беспомощного отчета McKinsey вполне можно рассматривать как звено в цепи нападок на российских авиаперевозчиков в западных СМИ. Ни для кого не секрет, что конкуренты из первого ряда мировых авиаперевозчиков, ожидая полноценного вступления России в ВТО, намерены запустить к нам своих лоукостеров. А вот присутствие на российском рынке в этом сегменте "Аэрофлота" им явно ни к чему. Поэтому довольно часто на крупнейшего отечественного авиаперевозчика осуществляют атаки не только западные СМИ, но и некоторые отечественные журналисты и правозащитники.
В конце концов на кону стоит не только вопрос об удешевлении пассажирских авиаперевозок. Создание национального лоукостера - это дело государственной важности. Ведь, по сути, этими перевозками обеспечивается связанность регионов страны, люди становятся более мобильны, начинают больше ездить, изучать разные уголки своей большой Родины. Это все напрямую влияет и на общественные настроения. Национальный лоукостер - это средство укрепления Российского государства, это мощное оружие. Понятное дело, многие будут стремиться помешать создать этот важный компонент в сфере национальной безопасности. Но тем пристальнее и внимательнее, наверное, нужно будет посмотреть в глаза тем, кто ставит палки в колеса идее создания отечественного лоукостера.