Для посетителей торговых центров придумали гид-приложение

Wizee Shopping - приложение для iPhone и Android, которое показывает пользователю схему расположения магазинов, ресторанов, туалетов и других полезных мест в торговых центрах, а также помогает разыскать свою машину на парковке, посмотреть свежие каталоги одежных брендов и узнать о ближайших скидках.

"Я работал в торговом центре, раздавал листовки со схемами расположения магазинов. После долгих дней однообразной работы понял, что должен быть способ делать это лучше, и ко мне пришла идея такого сервиса", - говорит Антон Лебедев, 26, генеральный директор Wizee Shopping, и тут же начинает смеяться. Эту легенду он выдумал, чтобы добавить драмы в довольно типичную историю создания своего стартапа.

По состоянию на конец ноября 2012 года приложение Wizee скачали 200 000 раз (180 000 на iPhone, 20 000 на Android). Retention rate (как много из скачавших приложение возвращается к нему в течение месяца) - 40 000 или каждый пятый скачавший человек.

В 2008 году Антон изучал программирование на факультете кибернетики Московского инженерно-физического института, и, как каждый уважающий себя студент-технарь, запускал по стартапу каждый месяц. Все эти проекты обычно заканчивались тем, что "ко-фаундеры" печатали себе визитки и благополучно расходились. Wizee Shopping стал первым запущенным проектом Антона, который он начал делать с тремя сокурсниками уже после окончания вуза.

Вопрос "Как мы будем это продавать?" всплыл практически сразу. Еще до разработки прототипа стартаперы стали звонить в торговые центры и организаторам выставок. В 2010 году им удалось выйти на руководителей московского торгового центра "Европейский". Сотрудничество так и закончилось на этапе переговоров, но дало понять: интерес к этой теме есть.

Было принято стратегическое решение: отталкиваться от интересов посетителей, а не торговых центров. Стартаперам пришлось обойти множество экспертов и представителей моллов. Сам Лебедев пришел в родной уже "Европейский" с пачкой листов и предлагал посетителям участие в соцопросе: часто ли вы посещаете ТЦ, нужно ли вам приложение-гид и какие функции вы бы хотели в нем увидеть. "Меня даже поймали охранники, отвели в свою комнату и там стали спрашивать, что я делаю. А я просто сказал им, что знакомлюсь с девушками", - смеется Антон.

Усилия по поиску способов монетизации были не напрасными: ребятам удалось найти ангельские инвестиции в размере нескольких сотен тысяч долларов на посевном этапе. С частными инвесторами из Швеции команду Wizee свел новый акционер их компании, которого они привлекли для помощи с организацией бизнеса. По словам Антона Лебедева, этот человек помог и с концепцией будущего приложения, "задавая правильные вопросы и помогая встречаться с умными людьми".

Антон Лебедев, генеральный директор Wizee: "Я до сих пор не могу понять свою мотивацию. Тут много всего: и желание самореализоваться, быть полезным обществу. Конечно, желание заработать тоже есть. Но важна комбинация всего этого"

В начале 2011 года закипела работа над первой пользовательской версией проекта, и в мае приложение вышло на iOS и Android. Пока у Wizee не было работающего прототипа, договориться о предоставлении контента оказалось непросто. По словам Лебедева, реакция представителей моллов была такой: вам нужен план нашего торгового центра? Да вы наверное террористы! Поэтому информацию брали из открытых источников, а потом перепроверяли и перерисовывали. Специальные люди проверяют актуальность данных приложения и сейчас. Кроме того, Wizee получает и обратную связь от пользователей, которые сообщают об ошибках. В среднем данные обновляются раз в месяц.

Сейчас в приложении представлены ТЦ Москвы, Санкт-Петербуга, еще 7 русских городов и Киева. При этом разбивка среди пользователей непропорциональна: 75% находятся в Москве, 15% в Петербурге и 10% в других регионах. По словам Антона, в данный момент у компании нет задачи расширяться на новые города и страны, вместо этого они хотят сфокусироваться на расширение аудитории внутри существующих регионов.

Прямых конкурентов у Wizee нет, по крайней мере, на российском рынке. Самые заметные американские проекты со схожим функционалом - PointInside и FastMall - смогли получить инвестиций на на 3 и 2 миллиона долларов соответственно, но пока не сумели набрать заметную аудиторию на своем рынке. Бразильский MallGuide.Me, запущенный командой UPPNA, получил на этапе посева миллион бразильских реалов (Около 475 тысяч долларов) инвестиций. Однако больше всего Антон Лебедев опасается конкуренции со стороны интернет-гигантов. Google уже начал выкладывать планы зданий (не только торговых центров) в интернет. В перспективе этим может заняться и его главный российский конкурент "Яндекс".

Не так давно разработчики добавили в приложение много новых функций, которые, по словам Антона, в итоге запутали пользователей. "Сейчас существует тенденция к тому, чтобы делать все проще и понятнее", - объясняет Антон. "Мы по-прежнему хотим, чтобы наш гид умел много, но все эти возможности должны быть интуитивны". Еще один вектор развития - социализация. На основе существующих социальных сетей приложение позволит пользователям просигнализировать друзьям, что вам понравилась та или иная новая скидка или торговый центр, а также дать понять, в каком именно молле вы находитесь. Также в Wizee стремятся адаптировать приложение под каждого пользователя, чтобы он максимально быстро мог получить только нужную ему информацию, сэкономив при этом время.

Сейчас компания Лебедева разрослась уже до 10 сотрудников, и Антон начинает ощущать себя настоящим CEO: "Быть основателем стартапа непросто. С одной стороны, тебе нужно уверить и сотрудников, и клиентов, что твой стартап выстрелит. С другой стороны, ты терпишь и неудачи, и успехи. Но с этим свыкаешься и идешь дальше".

Анкета

1. Название: Wizee Shopping

2. Сайт: wizee.ru

3. Описание: Wizee Shopping – это мобильное приложение, которое дает пользователям доступ к информации, касающейся шопинга, планам торговых центров и сервисам, основанным на геолокации. Wizee помогает наладить ультра-локальное взаимодействие между покупателями, продавцами и представителями торговых центров в реальном времени. Wizee делает торговые центры интерактивными.

4. Уникальное торговое предложение. Wizee делает ставку на улучшение процесса шопинга для пользователей, делает его быстрым и простым. 60% людей в России делают покупки в торговых центрах. Также приложение дает возможность продавцам и представителям торговых центров напрямую общаться с целевой аудиторией в реальном времени.

5. Дата основания: 1.01.2011

6. Финансирование: ангельские инвестиции в размере нескольких десятков тысяч долларов.

7. Планы по развитию: Улучшать продукт, наращивать пользовательскую базу, продавать рекламу. Выходить на рынки Европы и Азии.

8. SWOT-анализ:

Strength: Хорошие отзывы пользователей, большая аудитория, сильный бренд.
Weaknesses: Трудности монетизации, незрелый рынок.
Opportunities: Возможность по созданию рынка и выходу на лидирующие позиции в нем.
Threats: Новые игроки рынка с большими бюджетами

9. Контакты: Антон Лебедев, (926) 118-34-06, anton@wizee.ru