Генеральная прокуратура с этого года начала вести всю уголовно-правовую статистику в стране. То есть теперь вы все знаете о состоянии законности, в какой сфере у нас хуже, в какой лучше, криминогенный уровень, уровень преступности?
Юрий Чайка: Все эти сведения были доступны нам и раньше. Многие из них характеризуют надзорную деятельность прокуроров. Например, только при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в прошлом году выявлено без малого 5 миллионов нарушений законности, в этом году за 10 месяцев - более 4 миллионов 300 тысяч, тенденция роста 7 процентов. Плюс к этому за прошедший год и 9 месяцев этого года установлено 7 миллионов 800 тысяч нарушений закона, допущенных при производстве следствия и дознания.
Цифры астрономические.
Юрий Чайка: Меня самого они очень тревожат, поскольку, кроме активности прокуроров, иллюстрируют еще и отношение должностных лиц и граждан к соблюдению законов. Также настораживает ежегодный рост числа граждан, обращающихся в органы прокуратуры с жалобами и заявлениями о допущенных нарушениях законодательства. Традиционно к нам поступало примерно 2,5 миллиона обращений в год, а в текущем году мы прогнозируем показатели 3-3,5 миллиона. Это, с одной стороны, бесспорно, свидетельство роста доверия населения к органам прокуратуры, но, с другой стороны, я повторюсь, еще и характеристика состояния соблюдения законности в стране.
Штат прокуратуры сейчас какой?
Юрий Чайка: К сожалению, недостаточный для выполнения всех возложенных на нас задач. У нас оперативных работников, прокуроров всего около 34 тысяч. А объем работы колоссальный. Наши полномочия постоянно растут. Например, ведение правовой статистики. Эта функция возложена на органы прокуратуры еще с 1 января 2012 года. Но ни одного сотрудника для ее обеспечения нам пока не дали. Сейчас нас поддержали президент, правительство, обещали выделить 1800 единиц. Хорошо, что МВД пошло навстречу, и мы пока совместно работаем, используя и людские, и материальные ресурсы этого ведомства. Все понимают, что это дело государственной важности. В будущем же мы намерены реализовывать эту функцию самостоятельно, поскольку прокуратура действительно единственное ведомство, которое имеет возможность быть объективным в этом вопросе, ведь мы не отвечаем за раскрываемость преступлений.
То есть теперь в стране будет полноценная и объективная статистика по числу преступлений?
Юрий Чайка: К этому прилагаются значительные усилия. Во всех регионах созданы контрольные группы, повышается спрос с должностных лиц, составляющих и подписывающих учетные документы. Ведь при учете преступлений многое зависит от достоверно составленной статистической карточки. К примеру, при ее заполнении достаточно "забыть" проставлять реквизит о совершении преступления в общественном месте и уличная преступность будет "побеждена" на бумаге. Прокурорами вскрыто почти 17 тысяч искажений статистических данных о количестве уличных преступлений. Всего же за 9 месяцев выявлено около 280 тысяч нарушений, допущенных в правоохранительных органах при формировании форм федерального статистического наблюдения и учете преступлений.
Зарплата прокуроров соответствует их нагрузке?
Юрий Чайка: Абсолютно не соответствует. В прокуратуре в настоящее время очень небольшие зарплаты по сравнению с другими госорганами. Но этот вопрос, я полагаю, мы решили при поддержке президента России. С начала следующего года зарплата прокурорских работников будет постепенно повышаться, и в течение года мы должны выйти на уровень не ниже, чем в полиции.
***
Скажите, а на следователей стали жаловаться больше, меньше? Какова тенденция?
Юрий Чайка: Тенденция несколько удручающая. На протяжении последних лет органы прокуратуры фиксируют значительное число жалоб граждан на действия и решения органов расследования. Причина - допускаемые ими нарушения закона.
Судите сами: если в 2006 году прокурорами было выявлено 2,2 миллиона нарушений в сфере уголовного судопроизводства, то за истекшие пять лет этот показатель увеличился почти вдвое и в 2011 году составил 4,1 миллиона. Например, если за весь 2011 год в Следственном комитете Российской Федерации прокурорами установлено более 208 тысяч нарушений закона, то за 9 месяцев 2012-го их число составило уже свыше 220 тысяч, то есть рост - 55 процентов по сравнению с аналогичным периодом год назад. Аналогичная ситуация наблюдается и в других органах. Например, в МВД России рост - 25 процентов, в госнаркоконтроле - 54 процента.
Особо хотел бы подчеркнуть, что отмеченная негативная тенденция имеет место на фоне кратного сокращения следственной нагрузки как по делам, направленным в суд, так и по расследованным преступлениям. Более того, во всех следственных органах, вопреки снижению нагрузки падает качество следствия, растет число дел, возвращенных к доследованию, увеличивается удельный вес прекращенных производством дел. Это весьма тревожная ситуация, требующая внесения корректив в работу, в первую очередь повышения уровня эффективности ведомственного процессуального контроля, который до сего времени так и не справился со своими основными задачами.
***
В этом году стали значительно меньше говорить о противостоянии между прокурорами и следователями, это означает, что удалось преодолеть все разногласия?
Юрий Чайка: Я бы не стал говорить о каком-либо противостоянии и разногласиях между следователями и прокурорами. Мы являемся представителями одной стороны уголовного судопроизводства - стороны обвинения. Фактически цели и задачи у следователя и прокурора одни и те же - изобличение лица, виновного в совершении преступления, и восстановление нарушенных прав граждан, защита интересов общества и государства. Только реализуют они их по-разному - каждый в рамках своей компетенции, строго регламентированной действующим законодательством.
Здесь необходимо сказать, что возложенная на прокурора функция надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования требует от них во всех случаях остро реагировать в пределах имеющихся у них полномочий на факты незаконных и необоснованных действий и решений следователей. Прокуроры, выполняя свой служебный долг, принимают меры к отмене таких решений. Хочу подчеркнуть, что эта деятельность вовсе не связана с каким-либо противостоянием, а направлена исключительно на обеспечение законности в досудебной стадии уголовного судопроизводства.
***
Реку загрязняют - к прокурору; аптеки продают плохие лекарства - прокурор должен проверить; трубы гнилые - там тоже прокурор. Есть ли какая сфера, которой прокуратура не занимается?
Юрий Чайка: Действительно, люди обращаются в прокуратуру с самыми разными жалобами. Количество обращений растет из года в год, потому что именно прокуратура в правозащитной сфере наделена значительными полномочиями, которыми не обладает больше ни один государственный орган. Не случайно в сентябре нынешнего года в Страсбурге Комитет министров Совета Европы принял рекомендацию государствам-членам о роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы. Для российских органов прокуратуры это решение можно считать настоящим прорывом, поскольку вопрос о необходимости ее принятия был инициирован именно российской прокуратурой, представители которой принимали самое активное участие в ее разработке. Во всех правовых системах прокуратура призвана быть органом защиты прав и свобод человека. Данная деятельность российских прокуроров позволяет ежегодно защищать права и законные интересы миллионов граждан.
Липовая отчетность - старая беда наших правоохранителей. В погоне за хорошими цифрами часто скрывали реальные преступления. Как вы считаете, теперь полицейским удаётся уйти от пресловутой палочной системы в оценке их работы?
Юрий Чайка: Что касается пресловутой "палочной системы", то с удовлетворением отмечу, что в этом вопросе мы с министром внутренних дел единомышленники. Липовая отчетность его тревожит не в меньшей степени, чем прокуроров. Ведь потерпевшему от преступления не легче после изучения блестящих отчетов о раскрываемости. Для него важен конкретный результат: чтобы был возмещен вред и преступники понесли наказание. А этого можно добиться только путем профессиональной работы по раскрытию преступлений, а не с помощью приписок и других манипуляций со статистикой.
Мы считаем, что система МВД должна быть открытой. Люди при обращении в полицию не должны опасаться, что кто-то укроет преступление, и так далее. К сожалению, сегодня этого пока нет. На мой взгляд, то, что сегодня ведомство практикует открытость, это абсолютно правильно, главное - чтобы это было реализовано на практике и не оставалось популистскими заявлениями.