Что подразумевают сегодня компании под программами социальной ответственности бизнеса?
До сих пор в России единого подхода к пониманию социальной ответственности так и не выработано. Единственное, что можно с уверенностью утверждать, что любой бизнес, у которого нет собственных социальных целей, не имеет перспектив. В нашей стране обсуждение социальной ответственности бизнеса часто носит противоречивый характер, так как нет такого четкого понимания структуры КСО, бизнес-сообщество только начинает осваивать социальное направление деятельности.
Должна ли социальная ответственность бизнеса ограничиваться только социальными программами для собственного коллектива?
Участие российского бизнеса в социальной политике остается весьма неравномерным. Во-первых, в бизнес-среде отсутствуют единые ориентиры, каждая компания самостоятельно, исходя из собственных интересов, определяет параметры своей социальной деятельности. Во-вторых, соцответственность по своей форме и содержанию во многом зависит от того, кем и как эти требования сформулированы, и, по своей сути, является ответом российского бизнеса на требования властей. Если бизнес хочет развиваться, он должен определить свое место в обществе, обозначить так называемые "заинтересованные стороны": как внутренние (владельцы, менеджмент, работники), так и внешние (клиенты, бизнес-партнеры, местное сообщество). И если компания имеет долгосрочные планы, она должна вкладываться в развитие общественных институтов в своем регионе.
Сегодня уже многие российские компании осознали необходимость проведения системной социальной политики. Это стимулирует их руководителей к созданию управленческих структур, отвечающих за реализацию и внедрение на своих предприятиях новых социальных технологий, а также выстраиванию партнерских отношений с властями разного уровня. Начинает осваивать социальное направление деятельности и средний динамично развивающийся российский бизнес, чего не было еще несколько лет назад.
А сейчас?
В благотворительные акции все активнее втягивается малый бизнес, особенно в муниципальных образованиях, где он нередко определяет экономический потенциал территории. И если раньше под социальной ответственностью подразумевалось только благотворительность, меценатство, филантропия, то сейчас в российских компаниях все активнее стали применяться такие инструменты КСО, как добровольчество и корпоративное волонтерство. Одной из традиционных форм участия компании становитсяпомощь сиротам, инвалидам и другим социально уязвленным группам населения. Однако сейчас большое распространение получают новые формы вовлечения компаний в решение социальных проблем. Это стратегическая благотворительность, социальное инвестирование, "венчурная филантропия". Сегодня российские компании все больше используют понятие "социальные инвестиции", акцентируя внимание на том, что материальные, технологические, управленческие ресурсы, направленные на решение социальных вопросов, являются не расходами, но формой бизнеса - стратегическими инвестициями в устойчивое развитие компании и в перспективе будут приносить ей доход. Это оправдано, если рассматривать долгосрочные перспективы бизнеса в России. В этом случае КСО - это эффективный инструмент выстраивания параллельных связей между бизнес-структурами, властью и обществом.
Что вы имеете в виду?
Инвестиции в социальную сферу подразумевают проведение долгосрочной политики компании, направленной на решение общественно значимых задач, предполагающей взаимное вложение ресурсов и приносящей выгоды всем участникам процесса. Иногда термин "социальное инвестирование" используется в узком смысле для социальных программ, которые предусматривают возврат бизнесом средств (например, программы микрокредитования для малого бизнеса). Однако в целом возвратность средств не является обязательным условием социального инвестирования. Такие инвестиции оправданы, если говорить о долгосрочных перспективах развития бизнеса: развивая общество, бизнес в конечном счете вкладывает в своих потенциальных потребителей.
В России социальная ответственность бизнеса пока является инициативой руководства компании. Когда такая политика станет нормой?
На протяжении последних несколько лет идеи социальной ответственности начали активно обсуждаться в российском бизнес-сообществе. В этом году АМР провела первый форум, посвященный корпоративному волонтерству, участники которого попробовали проанализировать опыт корпоративного волонтерства на современном этапе и обсудить возможные пути развития и укрепления межсекторного партнерства бизнес-общество-власть в рамках корпоративных программ. Все это понятные, экономически просчитанные инструменты, которые нужны и бизнесу, и обществу.
Что КСО значит для сотрудников внутри компании?
Действительно, многое направлено на внешнее окружение компании и макросреду, но инструменты КСО (корпоративное волонтерство, благотворительность, филантропия и пр.) зачастую являются технологией, которая помогает руководству компанией решить вопрос "внутреннего счастья" сотрудников. Речь идет не только о создании комфортного психологического климата внутри коллектива, но и о новых механизмах вовлечения сотрудников в решение общих задач, стоящих перед компанией в частности. И перед обществом в целом. Несомненно, в развитии и построении бизнес-структур роль руководителя компании всегда высока, и в решении использовать те или иные инструменты для продвижения своей компании тоже. Это в полной мере относится и к КСО.
Сейчас мы видим, что многие российские компании, решая свои насущные вопросы, не только переходят на западные стандарты ведения бизнеса в бухгалтерской отчетности или в развитии корпоративной культуры коллектива, но и перенимают принятые стандарты социальной ответственности.
Хочу подчеркнуть, что социальная ответственность российского бизнеса постепенно становится его конкурентным преимуществом.