Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях - настолько злободневная для региона тема, что удостоилась обсуждения на первом же заседании совета по инвестициям. Принятая в 2010 году областная целевая программа с объемом финансирования в 19 миллиардов рублей была рассчитана на ввод до 2014 года 52,2 тысячи дополнительных мест. В итоге за три года удалось пристроить в сады почти 31 тысячу детишек, однако потребности некоторых муниципалитетов по факту оказались выше запланированных из-за растущей рождаемости. В первую очередь речь идет об Ачитском, Белоярском, Верхотурском, Сысертском, Талицком, Тугулымском городских округах, Камышловском районе, Красноуфимске, Первоуральске, Ревде, Среднеуральске, Североуральске и Екатеринбурге. Сегодня, по данным областного министра образования Юрия Биктуганова, места в детском саду ждут около 12 тысяч малышей в возрасте от 3 до 7 лет. А чтобы полностью решить проблему к 1 декабря 2016 года (именно такие сроки обозначены в майском Указе Президента РФ), региону необходимо создать 19,8 тысячи мест.
- Очевидно, что для этого требуются дополнительные ресурсы, новые подходы. Мы вырабатываем различные финансовые модели, в том числе с привлечением кредитного ресурса, частных инвесторов, - комментирует Евгений Куйвашев, глава Свердловской области.
Один из возможных вариантов предложила "Корпорация развития Среднего Урала" (КРСУ). Эта организация, созданная с целью привлечения инвестиций в интересах субъекта РФ, готова взяться за дополнительное финансирование строительства детских садов, чтобы снизить нагрузку на бюджет. Деньги планируется брать либо в банках, либо привлекать со свободного рынка. По предварительным расчетам, на первом этапе для возведения 100-120 зданий потребуется около 13 миллиардов рублей. При этом схема финансирования принципиально отличается от существующей в областной целевой программе: муниципалитет предоставляет земельный участок - корпорация выбирает проект и заключает договоры с подрядчиками. Инвесторам обещаны гарантии областного бюджета под обеспечение кредита. Муниципалитет, в свою очередь, обязуется взять в аренду либо в пользование по договору концессии построенный бизнесом объект и в течение 10-15 лет выкупить его. По мнению Алексея Багарякова, первого заместителя руководителя администрации губернатора и председателя совета директоров КРСУ, таким образом за 2-3 года можно полностью снять проблему с нехваткой детских садов в регионе.
Точечные примеры концессионных соглашений в социальной сфере в Свердловской области есть. Так, в Каменске-Уральском при финансовой поддержке местного предприятия построен детский сад на 235 мест. Первый корпус, рассчитанный на 6 групп, уже работает, второй готовится к открытию. Более того, по словам главы города Михаила Астахова, найден инвестор, который согласен возвести несколько дошкольных учреждений в общей сложности на 1000 мест.
Другой перспективный вариант увеличения количества мест в детских садах - реконструкция старых зданий путем надстройки третьего этажа. Это единственный бизнес-проект из Уральского федерального округа, прошедший три уровня экспертизы Агентства стратегических инициатив (АСИ) и получивший полную поддержку. Инновация под названием "Детский сад нового типа" позволяет увеличить вместимость дошкольных образовательных учреждений на 85-250 процентов. При этом себестоимость дополнительного места на 20-30 процентов меньше, чем при новом строительстве. Сокращаются и эксплуатационные затраты: на электроэнергию - на 11-20 процентов в год, на отопление - до 50 процентов за счет применения современных энергоэффективных технологий. Плюс преображение безликой городской среды: на смену типовым садикам 20-30-летней давности приходят яркие, оригинальные конструкции.
Презентация трехэтажного детсада состоялась еще в 2010 году на выставке "Иннопром", однако с тех пор в России был реализован лишь один подобный проект. В сентябре 2012 года гендиректор АСИ Андрей Никитин побывал в городе Среднеуральске Свердловской области, где завершается реконструкция дошкольного образовательного учреждения на 110 мест. После того как работы закончатся, здание сможет принять уже 260 малышей. На надстроенной площади разместятся группы для ребят постарше, спортзал, а также помещения для персонала. Стоимость проекта - почти 120 миллионов рублей.
- Поддержка АСИ для нас выразилась не в финансах, а в законодательной инициативе - для реконструкции детсадов в условиях плотной городской застройки, где расширить границы земельных участков практически невозможно, требуется внести ряд изменений в федеральную нормативную базу. Вторая глобальная задача, которую помогает решить АСИ, - популяризация проекта. Вся проблема России в том, что каждый регион в одиночку борется с дефицитом мест в детских садах. А тут появилась коммуникативная площадка, где можно ознакомиться с опытом соседей. "Детсад нового типа" планируют презентовать во всех федеральных округах через полпредства. Им уже заинтересовались в Перми, Самаре, Ульяновске. До заключения соглашений дело не дошло, но в ближайшем будущем мы надеемся реконструировать не менее 15 дошкольных учреждений, - рассказывает Евгений Голубенко, генеральный директор компании-застройщика.
По его словам, пока никакой "зеленой улицы" для инновации в регионах не наблюдается. Компании приходится участвовать в тендерах на общих основаниях, причем ключевым критерием для выбора подрядчика, как известно, является цена, а не социальная значимость проекта.
- Строительство и реконструкция детсадов могут быть интересными и рентабельными для инвесторов, если внести корректировки в отдельные законодательные акты РФ. В популярном тренде государственно-частное партнерство (ГЧП) не все так просто, как кажется. Муниципальные и областные бюджеты принимаются на три года - так о каких финансовых гарантиях под обеспечение 10-15-летнего кредита может идти речь? В социальной сфере нужны "длинные деньги" с возможностью реструктуризации, и не под банковские проценты. К таким проектам, как наш, нельзя подходить как к бизнес-проектам: они не окупаемы, зато закладывают фундамент для творческого и интеллектуального роста человека в будущем. Кроме того, государству нужно думать, как улучшить кредитный рейтинг местной власти, например, путем предоставления концессионеру федеральных гарантий по исполнению обязательств. Сегодня большинство муниципалитетов имеют дефицитные бюджеты. А значит, их возможности как соинвестора для бизнеса не столь очевидны, - рассуждает предприниматель.