Андрей Липатов: Последние три - четыре года энергоэффективность стоит чуть ли не номером один в повестке приоритетных направлений развития нашей экономики. Уже сейчас объем продаж в рамках рынка cleantech ("зеленые" товары и услуги) в мире составляет около двух триллионов долларов, в ближайшие 20 лет он утроится и составит 40% мирового производства, так говорят эксперты. У нас же пока доля cleantech не более 1,5% ВВП. Однако европейцы оценивают только текущую емкость российского рынка в миллиард евро - отсюда и соответствующий интерес к этой проблеме, в том числе на уровне первых лиц государства.
Itron нацелился на "российский" миллиард?
Андрей Липатов: Itron присутствует в большинстве стран мира, является одним из признанных лидеров в сфере учета и управления потреблением энергоресурсов, занимает порядка 17% мирового рынка. Нам показались интересными их технологические решения масштабных проектов - уровень региона, государства.
Это то, в чем остро нуждается Россия сегодня. Французам же нужна точка входа на наш рынок, понимание его специфики. Сегодня уже и в российской глубинке предпочитают осуществлять контроль за всем комплексом инженерных систем дистанционно, в режиме онлайн. Это позволяет максимально увеличить эффективность функционирования служб при одновременном снижении эксплуатационных расходов. Быть продвинутым становится выгодно.
Энергоэффективность - это учет всей страны?
Андрей Липатов: Быть продвинутым, повторюсь, становится выгодно. Учет и еще обследование, регулирование, сервис, финансирование... Последнее особенно важно.
Дело в том, что волею авторов ФЗ N261 (Закона "Об энергосбережении...") финансирование программ энергосбережения предусмотрено в основном из внебюджетных средств со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако субъектам энергосбережения, учитывая печальное состояние нашей коммунальной сферы, инвесторы и банки денег не дают. Так что нам самим пришлось создавать инновационные финансовые продукты, которые позволяют финансировать энергосберегающие мероприятия за счет привлеченных средств и экономии от самих этих мероприятий. Причем с энергосервисными контрактами, привычными в западном их понимании, это имеет мало общего. Я очень надеялся, что вслед за 261-ФЗ появятся документы, дающие определения и обозначения заявленному в законе энергосервису.
Многие ваши коллеги жалуются, что 2012-й стал годом не оправдавшихся надежд...
Андрей Липатов: Для тех, кто ожидал двойного роста рынка, надежды действительно не оправдались. В том числе из-за неопределенности в государственных структурах. Усилия государства в направлении повышения энергоэффективности пока не дают эффекта, на который рассчитывали первоначально. Это только подтверждает мнение профессионального сообщества о том, что в механизмах исполнения закона, программ, стратегии энергосбережения имеются существенные пробелы.
Так, из госбюджета на софинансирование программ по энергосбережению в 2012 году было выделено порядка 6 миллиардов рублей из тех 70 миллиардов, которые предусмотрены на эти цели до 2020 года. Плюс к этому госгарантии по кредитам на реализацию программ энергосбережения должны были составить порядка 303 миллиарда рублей. Однако многие регионы вообще не готовы брать такие средства. Нужен механизм, обеспечивающий возвратность средств в условиях, когда меры госконтроля не срабатывают до конца. Например, создание Фонда энергосбережения. Он может работать с регионами по принципу Фонда реформирования ЖКХ, но на основе полной возвратности вложенных средств. Причем получателем средств может быть как субъект РФ, так и обычная бизнес-структура. Главное, чтобы проект был прозрачен, с понятным механизмом возврата и действительно решал задачи энергосбережения.
Сейчас, когда ответственность за оснащение системами учета передана ресурсоснабжающим организациям, дело пойдет быстрее?
Андрей Липатов: Сегодня мы видим обострение противостояния двух полюсов - поставщиков ресурсов и потребителей. И те, и другие хотят "рулить" учетом ресурсов. Но у государства задача иная - задача сбережения ресурсов, их реальная экономия! Необходимо создавать условия, которые сделали бы невозможным желание обеих сторон "похимичить" с показаниями приборов, например, формирование института независимых операторов коммерческого учета энергии (их статус в законе пока вообще не прописан). Но без третьей незаинтересованной стороны учет перестает быть учетом, а становится обоснованием для одних увеличивать счет за поставленный ресурс, для других - его снижать. Потребление же при этом останется прежним...
Саботаж?
Андрей Липатов: Да нет. Нормальная работа по поиску оптимальных моделей взаимодействия. Реформа набирает обороты, ее запросы растут, наша задача вовремя и с нужным качеством удовлетворять эти запросы. Вот увидите, следующий год станет поворотным.