В чем суть, на ваш взгляд, разгосударствления социального сектора?
На сегодняшний день социальная сфера, или, точнее, социальные услуги, оказываемые за счет бюджетов всех уровней, базируется на государственных и муниципальных некоммерческих организациях. Существует три организационно-правовые формы: автономные некоммерческие учреждения, бюджетные организации и казенные учреждения. В отличие от казенных учреждений бюджетные организации и автономные некоммерческие учреждения имеют наиболее приближенную к негосударственной сфере экономики форму хозяйственной деятельности. Они осуществляют свою деятельность на основе программного финансирования, в отличие от сметных казенных учреждений. Поэтому в этой сфере и появился запрос на предоставление соответствующих услуг на основе социального государственного или муниципального заказа. Суть разгосударствления именно в этом, чтобы все те средства, которые сегодня тратятся на содержание соответствующих государственных и муниципальных учреждений, направлялось на финансирование соответствующих услуг. И в этом случае бюджетные организации, а также негосударственные коммерческие и некоммерческие могут на равных участвовать в конкурсах на размещение соответствующих услуг. Конечно, есть и препятствия. Например, в том, что сегодня бюджетные организации в соответствии с законодательством владеют своим имуществом, преимущественно, на правах оперативного управления. За счет этого они значительно экономят на издержках, связанных, например, с арендой соответствующих площадей, помещений. Чего, естественно, не могут себе позволить негосударственные организации. И поэтому стоимость услуг в бюджетных организациях ниже, чем в любой другой негосударственной организации, будь она коммерческая либо не коммерческая.
Возможно в этой ситуации развитие конкуренции?
Конкуренция в любом случае развивается, потому что любая социальная услуга является потребительской услугой. И потребитель, независимо от своего дохода, всегда может выбрать: оплачивает он услугу самостоятельно, либо пользуется условно безвозмездной услугой, предоставляемой государством за счет наших налогов. Если мы недовольны, то предпочитаем доплатить и получить услугу в нужном нам качестве и объеме. Поскольку на сегодняшний день мы говорим о социальной услуге, оказываемой за бюджетный счет, то существует рынок аналогичных услуг, оказываемых за счет бюджета и оплачиваемых самостоятельно потребителями этой услуги.
Можно ли говорить о привлечении новых игроков, инвесторов в эту сферу?
Инвесторы появятся в том случае, если им будут понятны условия и сроки окупаемости проектов. В бюджетной сфере, точнее в сфере социальных услуг, это во многом зависит от емкости платежеспособного спроса. Например, в сфере здравоохранения активное развитие сектора медицинских негосударственных организаций свидетельствует о том, что люди готовы платить за получение медицинской помощи. В то же время в сфере образования нет активного развития негосударственного сектора.
Как только государство перестанет финансировать создание исключительно, например, муниципальной сети детских садов, тут же может появиться инвестор, готовый финансировать проект за счет средств, предположим, муниципалитетов. Аналогичным образом это будет касаться любой другой сферы социального обслуживания, будь то дома для престарелых, оказание социальной помощи одиноким пенсионерам и т.д.
Под какие проценты банк должен выдавать кредиты для социального предпринимателя?
Привлеченное финансирование в форме, например, банковских кредитов, регулируется исключительно соответствующими нормативными указаниями ЦБ. Самостоятельно банки ничего субсидировать не могут, но могут получать средства на компенсацию резервных отчислений, которые формируют в связи с установлением более низкой, чем средние по рынку ставки кредитования. Сегодня для социального предпринимательства оптимальный размер кредитной ставки должен составлять не более 6-8%. Однако, для того чтобы установить размер такой процентной ставки, любой банк должен существенно увеличить отчисления в резервный фонд, потому что это становится рисковым кредитом и изменяет ситуацию на рынке.
И как часто обращаются за кредитами для целей социального предпринимательства?
Сейчас их берется крайне мало, потому что таких кредитных ставок широко не предлагает ни один банк. Сегодня минимальная кредитная ставка, которая может быть предоставлена социальному предпринимательству, составляет не менее 10,1%.
Сколько предпринимателей воспользовались этой возможностью?
К сожалению, единой статистики не ведется. И здесь, скорее, мы можем воспользоваться помощью партнеров, таких, как Российский микрофинансовый центр, который получает соответствующее финансирование из федерального бюджета по программе поддержки микрофинансовых организаций. Но размер кредитов в таких организациях не превышает одного миллиона рублей на одного заемщика. Поэтому в значительно степени это не решает всех вопросов, которые необходимы, скажем, для пополнения оборотного капитала социального предпринимателя.
Что нужно сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?
Как только мы добьемся юридического закрепления термина "социальное предпринимательство" на уровне федерального закона, можно рассчитывать на то, что и Банк России сможет вести специальное регулирование условий предоставления средств кредитными организациями социальным предпринимателям. Это действительно может существенно облегчить для них осуществление деятельности, в том числе принимая во внимание низкую маржинальность этого бизнеса.
Вы запустили проект "Снятие барьеров для массового развития инновационных форм дошкольного воспитания и образования". В каких регионах он "обкатывается"?
Базовая площадка - Красноярск. Проект мы тиражируем на несколько регионов - Пензенскую, Калужскую, Ярославскую, Белгородскую области. В нашем законодательстве не определены правовые аспекты реализации этой инициативы, поэтому 80% негосударственного сектора детских садов находятся в форме индивидуального предпринимательства, которое не подразумевает лицензирования. Соответственно, предприниматели не могут получить государственную поддержку и дотации, потому что нелицензированные сады находятся в "серой зоне". В связи с этим есть два решения. Необходимо все правовые формы подводить под лицензирование, учитывать, что индивидуальные предприниматели могут осуществлять свою деятельность в жилых квартирах, а это уже совершенно другие правила и стандарты. Другим решением, на мой взгляд, должно стать введение института саморегулирования организаций дошкольного образования. Их уже три, которые претендуют на статус СРО. На наш взгляд, это самая эффективная модель контроля качества и деятельности. И она позволяет сегодня всем организационно-правовым формам соответствовать принятому стандарту. Но главное в том, что в таком статусе можно получить финансовую поддержку. Так, родители, которым не удалось устроить своих детей в муниципальные детские садики, могут требовать компенсации, если их ребенок посещает коммерческий детский сад. Ведь государство же компенсирует стоимость места в муниципальных садах. Совершенно непонятно, почему родители должны полностью оплачивать пребывание ребенка в коммерческих садах. Член Общественной палаты РФ Нина Поличко, когда мы посещали в Хабаровске частный детский сад в коттеджном поселке, рассказывала нам, что они работают фактически в нарушение существующих норм. Но им, как местным индивидуальным предпринимателям, удается реализовать услугу дошкольного образования и получать на нее субсидию, хотя формально они не имеют на это права. Но они нашли лазейку в законе - если индивидуальный предприниматель педагог, то лицензирование не нужно. Вот такая история.
Сегодня муниципальные детские сады посещает только 48% всех детей дошкольного возраста. Остальные, как говорится, остались за бортом. То есть 52% детей могут потенциально размещаться в негосударственном секторе. Между тем специалисты предостерегают: если ребенок в дошкольном возрасте не решил вопросы социализации, то он, приходя в школу (первое для него сообщество), начинает в первую очередь решать вопросы социализации, а не образования.