Представленный министерством документ подлежит критике, так как он недостаточно конкретизирован и предъявляет к порядку весьма формальный подход, усложняя и без этого непростую судьбу отечественного предпринимателя. Проще говоря, у субъектов малого и среднего предпринимательства велики шансы не получить заветные субсидии, несмотря на наличие интересного проекта, который потенциально кажется экономически успешным. Естественно, нельзя умалять значение данного документа в регулировании субсидирования регионов, но очевидно, что оно должно осуществляться по реальным основаниям, а не на основании комплекта документов, формально подготовленного и содержащего все формальные требования. Вероятно, было бы правильно осуществлять субсидирование регионов на основе финансовых показателей субъекта в целом, с учетом потенциала того или иного региона, с учетом наличия или отсутствия сырьевых ресурсов и т.д.
Как правило, большинство субсидий оседают в Центральном федеральном округе. Отмечается тенденция роста субсидирования в регионы Дальнего Востока, а также Северо-Западного федерального округа. Однако объем ассигнований не позволяет говорить о равном положении с центральной частью страны. Крайне мал уровень субсидирования в Сибирь, что приводит к повсеместной миграции коренного населения в центральную часть России, что, в свою очередь, с точки зрения экономики не представляется эффективным и ведет к дисбалансу, не говоря уже о развитии малого и среднего предпринимательства в регионе.
Проектом приказа указаны мероприятия, которые могут быть предметом конкурса и которые подлежат финансированию. Не все из них однозначные и не по всем из них можно сделать вывод, что они хоть как-то могут помочь МСБ. В частности, документом предусмотрены такие виды участия, как под держка в научно-технической сфере, поддержка МСБ, занимающегося экспортом товаров и услуг. Однако возникает ряд логичных вопросов. Как будут реализовываться данные инициативы, поскольку зачастую малому бизнесу не нужны технологии? Как финансирование может помочь в экспорте товаров? Малый и средний бизнес нуждается в дешевых деньгах и доступной аренде, ведь лишь малая доля МСБ занимается производством.
При этом в данном проекте присутствует и конструктивное предложение по развитию системы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса. В частности, минимальная сумма субсидии на эти цели за счет средств федерального бюджета, указанная в конкурсной заявке региона, составляет 1 млн рублей. Это крайне важно, поскольку, несмотря на то что рынок кредитования МСБ сам должен регулировать взаимоотношения между его участниками, из-за малой доступности кредитных продуктов и ограниченности доступа к информации, без помощи федеральной и региональной власти малому бизнесу трудно развиваться.
Также документом предусмотрено финансирование создания и развития инфраструктуры под держки - "бизнес-инкубаторов". Данный вопрос является достаточно интересным, поскольку вопрос участия государства в бизнесе путем поддержки стартап-проектов, к тому же на уровне субъектов РФ, поднимается впервые. Для реализации данной идеи необходима разработка целого механизма и разрешение ряда вопросов. Например, как исполнительная власть сможет влиять на деятельность МСБ, в котором она приняла участие? Не потеряет ли предприниматель, участвующий в данной программе, управление своим бизнесом? Будет ли применяться к предпринимателям, потерпевшим неудачу, какая-либо ответственность? К сожалению, на эти вопросы документ минэкономразвития не отвечает.
По нашему мнению, проект приказа подлежит доработке и содержит лишь общее описание механизма его реализации, который предоставляет широкие возможности для злоупотребления полномочиями местным властям, а проще говоря, создает новые возможности для коррупции в регионах. Поскольку после предоставления федерального финансирования именно местные власти будут решать, кто достоин получить, к примеру, льготный кредит, а кто нет. То же будет касаться и возможности пользования помощью "государственного бизнес-ангела".
Тем не менее важность документа нельзя отрицать. По мере развития экономики и выработки стратегии внутренней политики в стране неоднократно поднимался вопрос о необходимости развития в России малого и среднего бизнеса, поэтому реализация таких проектов жизненно необходима для малого и среднего предпринимательства и России в целом. К данному моменту на документ поступило множество замечаний и предложений по его совершенствованию. Документ еще подлежит возможной корректировке и включению исправлений и добавлений, и мы очень надеемся, что заинтересованные лица, а прежде всего это представители бизнес-сообщества, воспользуются правом и внесут свои законодательные инициативы с учетом специфики каждой отрасли в отдельности.