Пока международные эксперты изучают возможности Екатеринбурга, уральцы активно знакомятся с опытом проведения ЭКСПО в других странах. Серию пресс-туров в города, уже принимавшие всемирную выставку, организовало Агентство развития регионов по инициативе российского управленческого сообщества и поддержке администрации губернатора Свердловской области. По мнению генерального директора агентства Владимира Дягилева, эти визиты необходимы, чтобы изучить все плюсы и минусы проведения подобных форумов, воспользоваться чужим опытом, а также пробудить у жителей Екатеринбурга интерес к всемирной выставке.
Удалось ли вам узнать секрет: что нужно для победы заявки города на проведение ЭКСПО?
Владимир Дягилев: Один из главных "секретов" - для того, чтобы выставка состоялась, необходима мощная поддержка населения. Не только представители официальных структур, но и обычные люди должны еще на этапе подачи заявки понимать, что может принести выставка стране, региону, городу и каждому жителю лично. Горожане должны знать, что они от этого масштабного события хотят получить. Получить по максимуму.
Мне кажется, в Екатеринбурге пока не все даже слышали о том, что город подал заявку на проведение выставки. Реально ли обеспечить поддержку всего населения?
Владимир Дягилев: В Шанхае, по данным социальных опросов, более 95 процентов жителей поддерживали идею проведения у них ЭКСПО. Я абсолютно не сомневаюсь, что это реальные цифры. Южнокорейский город Ёсу, где население всего 300 тысяч, для получения права на проведение выставки (согласно правилам МБВ, принять ЭКСПО может город с полумиллионным населением) объединился с близлежащими муниципалитетами. И, когда туда приезжала делегация Международного бюро выставок, вдоль дороги от аэропорта до города выстроились полтора миллиона человек. Помните кадры кинохроники, когда Гагарин после первого полета в космос проезжает по улицам, а его осыпают цветами и радостно машут флажками? Так вот, в Ёсу все выглядело примерно так же.
Понятно, что это действо было организовано. Невозможно, чтобы полтора миллиона человек просто по зову сердца пошли вот так выражать свои чувства. В Корее были созданы разнообразные общественные движения в поддержку выставки. Этот небольшой город уже подавал заявку на принятие ЭКСПО - с тем же Шанхаем соперничал. Понятно, что китайскому мегаполису, где проживают 25 миллионов человек, они проиграли. Но подали заявку второй раз - и получили приз за настойчивость.
Неужели и испанцы миллионами выходили на улицы, чтобы продемонстрировать свое желание принимать ЭКСПО?
Владимир Дягилев: Понятно, что азиатский менталитет отличается от европейского. На победу заявки Сарагосы все-таки больше работало государство. Это выразилось даже в финансировании проекта: здесь из средств, выделяемых на создание инфраструктуры для ЭКСПО, 70 процентов вложило государство, 15 процентов - город и столько же - частные инвесторы. В Ёсу же бюджетные вложения составляли только 40 процентов, а большую часть давал бизнес. То есть предприниматели были очень заинтересованы в проведении выставки.
Честно говоря, в Сарагосе у меня сложилось впечатление, что они принимали ЭКСПО как некий подарок, безусловный катализатор дальнейшего развития: пройдет выставка, дальше все начнет двигаться само собой и будет хорошо. Выставка там закончилась в сентябре 2008 года, а ровно через неделю начался глобальный кризис. В итоге само собой развитие не пошло, и от ЭКСПО осталось ощущение обманутых надежд. Они не получили сразу видимого эффекта и сейчас пытаются наверстать упущенное.
Но подарок они все же получили - в виде инфраструктуры, которая была создана для выставки.
Владимир Дягилев: Конечно, город в любом случае выигрывает. К той же Сарагосе подвели пятиполосное шоссе. Для города с 600-тысячным населением это кажется даже излишеством. Отремонтировали водопровод, улучшилось качество воды - ее стало можно пить из крана. То есть благодаря ЭКСПО этот город смог получить быстро то, чего самостоятельно сумел бы достичь только через десятилетия.
Но какой нереализованный потенциал! На 70 процентов выставочная площадка, к которой подведены все коммуникации, сейчас пустует. Даже получить дополнительный поток туристов они не смогли: люди приезжают сюда разве что на пару часов, чтобы посмотреть построенный для ЭКСПО самый большой в Европе речной аквариум с пресной водой.
Что можно сделать, чтобы после ЭКСПО не осталось горечи упущенных возможностей? По моему ощущению, в Екатеринбурге боятся именно этого: пустующей площадки, не окупившихся вложений...
Владимир Дягилев: Думаю, не стоит ограничиваться целью провести в Екатеринбурге ЭКСПО только ради того, чтобы мир узнал о нашем городе. Организуя такое грандиозное событие, мы сами должны предложить миру нечто уникальное, чтобы к нам захотели приезжать всегда. ЭКСПО - это не одноходовая работа, когда событие провели, а дальше хоть трава не расти. Такой подход - это путь в никуда. Мало одного желания развиваться, необходимо уже сейчас, еще во время заявочного процесса, начинать формировать условия для будущего развития.
Китайцы сумели разработать многоходовку, поэтому сейчас пожинают хорошие плоды. Они не делали выставку ради выставки. Они превратили ее, с одной стороны, в политическое событие - показали миру, какими темпами развивается КНР, с другой - заранее разработали правила дальнейшего экономического сотрудничества с мировым бизнесом. Еще до начала ЭКСПО создали условия для инвесторов: вкладывайте деньги, открывайте офисы, создавайте рабочие места. И десятки иностранных компаний уже воспользовались этими предложениями.
Еще более эффектный пример - немецкий Ганновер. В масштабах Германии этот город считался довольно заурядным. Но после того как в 2000-м там состоялась выставка ЭКСПО, он стал центром международного делового сотрудничества. Теперь туда приезжают несколько миллионов человек в год, хотя раньше большинство туристов предпочитало рейнские города и Мюнхен. Но выставка развернула часть потока на Ганновер, плюс город постоянно получает доходы от проводящихся там выставок.
Эффект от ЭКСПО для Екатеринбурга должен быть многоступенчатым, нарастающим - чтобы мы ощущали его и в 2030-м, а не просто почивали на лаврах, гордясь, что сумели провести у себя всемирную выставку. Но для этого думать о том, как получить инвестиции, привлечь бизнес, развить туризм, надо уже сейчас.
Кто должен сформулировать задачи? Чиновники, бизнес-сообщество, общественность?
Владимир Дягилев: Обсуждение в обществе уже идет. В Интернете кипит дискуссия: нужна ли выставка Уралу, не станет ли ЭКСПО только кормушкой для коррумпированных чиновников. Однако я не считаю такое обсуждение эффективным. Много ума не надо, чтобы написать в Интернете какую-нибудь гадость. Если ты с чем-то не согласен, предложи альтернативу, сформулируй другие цели и прими участие в их реализации. Тем более что у нас в стране есть разнообразные инструменты для принятия общественных решений.
Мы хотим провести в Екатеринбурге ЭКСПО, чтобы стимулировать быстрое развитие региона. И запускать механизм этого развития необходимо уже сейчас. Сделать территорию интересной для мирового бизнеса, который готов вкладывать деньги. Ему все равно, куда инвестировать - в Шанхай, Дубай, Сан-Паулу или в Екатеринбург. Деньги придут туда, где есть возможность их приумножить.
Справка "РГ"
Всемирная выставка ЭКСПО - одно из крупнейших международных мероприятий, имеющих продолжительную историю. Первая выставка мировых достижений промышленности состоялась в 1851 году в Лондоне. Почти десятилетие за право демонстрировать достижения человечества состязались между собой Лондон и Париж. Затем ЭКСПО проводилась в США. С тех пор в странах Европы выставки прошли 23 раза. 13 раз организовывали ЭКСПО на североамериканском континенте, 6 раз в странах Азии, по одному разу в странах Южной Америки и Австралии. В России (СССР) ЭКСПО не проводили, хотя страна не раз участвовала в этих выставках. Так, еще в 1900 году в Париже для русского павильона была выделена самая большая экспозиционная площадь - 24тысячи квадратных метров. На участие в ЭКСПО Россия потратила тогда более пяти миллионов рублей, в том числе более двух миллионов из государственной казны, остальное вложили промышленники.Площадь Российского павильона на ЭКСПО в Шанхае составила 6 тысяч квадратных метров, на его строительство из бюджета было выделено более миллиарда рублей. Именно на выставке в Шанхае президент РФ высказал идею выдвинуть Екатеринбург претендентом на проведение выставки в 2020 году.