Секрет прост: у частников ниже тарифы, выше скорость и качество доставки. Например, на отправку почтовых отправлений у "Почты России" действует один экономически обоснованный усредненный тариф. Условно говоря, что из Москвы на Чукотку отправить письмо, что из Кургана в Курган, - цена одинаковая. А частные службы применяют гибкие тарифы.
По словам заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану Алексея Петрова, они уже третий год сотрудничают с частной службой доставки корреспонденции и выгоду вполне ощутили. Например, отправка простого письма традиционным способом стоит 13 рублей 92 копейки, заказного - 30 рублей 68 копеек. А частники берут за это лишь 4 и 24 рубля соответственно. Кроме того, если письмо не вручено адресату, его должны вернуть отправителю. Почта берет за "обратную" доставку письма в Кургане 16 рублей, частники оказывают эту услугу бесплатно.
- Налоговые органы проводят крупные массовые уведомительные кампании, например, летом отправили 172 тысячи имущественных налоговых уведомлений. Все это влечет большие расходы, - поясняет Алексей Петров. - Мы ищем пути минимизировать траты и сэкономить бюджетные средства. Если появится организация, у которой тарифы на доставку будут еще ниже, велика вероятность, что аукцион выиграет она.
По некоторым данным, на рынке почтовых услуг в регионе работают три крупных частных компании и около десятка мелких курьерских служб. Некоторые редакции газет создали собственные службы доставки.
Правда, частники в основном работают в крупных городах Зауралья - Кургане и Шадринске, а села по-прежнему обслуживает УФПС. При этом некоторые сельские населенные пункты практически остались без почтового обслуживания из-за острого дефицита кадров. Даже в ближайшем к областному центру поселке Кетово некому работать. Дошло до того, что начальник местного почтамта сама разносит по домам в райцентре пенсии и заказные письма. По информации руководства регионального УФПС, потенциальных работников не устраивают плотный график работы и низкая заработная плата. Текучесть кадров в управлении составляет 33,2 процента.
Интересно, что и частные компании не рискуют взять на обслуживание пригородный Кетовский район.
- Причина в том, что мы обязаны доставить корреспонденцию в определенный срок, - поясняет руководитель коммерческой службы доставки Михаил Шушарин. - Если в деревне дорогу замело снегом или размыло дождем, то до нее не добраться. В отличие от "Почты России", частному оператору срыв сроков может грозить закрытием.
Впрочем, не исключено, что частная служба все-таки придет в деревню. Во всяком случае, сообщил Михаил Шушарин, схема доставки в сельские населенные пункты уже разработана. Со следующего года планируется ввести магистральные перевозки почтовых отправлений по районам. Однако запустить эту систему, чтобы она работала без срывов, можно только там, где развита инфраструктура и есть хорошие дороги.
Между тем
По данным УФПС, на территории Зауралья находятся 63 городских и 407 сельских отделений почтовой связи. 78 процентов из них нерентабельны. Оклад почтальона первого класса - 5 410 рублей, третьего класса - 4 680 рублей.