Чем обусловлено появление программы "Бизнес-ангел"?
Игорь Агамирзян: Несмотря на то что инновации сегодня - популярная тема и на их развитие выделяются значительные средства, в том числе через государственные институты развития, определенные проблемы с финансированием сохраняются. Слабой зоной отечественной инновационной экосистемы пока остаются предпосевные гранты и инвестиции, поддерживающие стартапы на самых ранних стадиях. Основная проблема таких инвестиций заключается в отборе проектов - вкладываясь в начинающий бизнес, инвестор берет на себя огромные риски, потому что никто не может гарантировать ему отдачу вложенных средств. У такого бизнеса может не быть даже прототипа будущей инновационной продукции - только идея и команда, готовая ее реализовать. Решить проблему выбора и правильно оценить такую компанию может помочь сотрудничество с компетентными экспертами, в роли которых выступают бизнес-ангелы. Новая программа нашего Фонда посевных инвестиций как раз и направлена на такое взаимодействие. Она предполагает соинвестирование на стандартных условиях в проекты ранней посевной стадии, в которые инвестируют бизнес-ангелы. При этом инвестиции фонда в один стартап составят до 3 млн рублей. Обязательное условие - бизнес-ангел, участвующий в сделке, должен иметь опыт успешного инвестирования по крайней мере в два стартапа. Мы ожидаем, что результатом этой программы будет сокращение времени принятия решения о выделении посевных инвестиций, что увеличит количество инвестируемых проектов.
Насколько, на ваш взгляд, российский инновационный сектор сегодня привлекателен для инвестиций, в том числе иностранных?
Игорь Агамирзян: Чтобы ответить на этот вопрос, надо определиться, о каких инвестициях идет речь. Если мы говорим о краткосрочных спекулятивных инвестициях, то вложения в инновационный сектор невыгодны. Как правило, средства, вложенные в инновации, окупаются только через 5-7 лет. Более привлекательны среднесрочные инвестиции - они направляются в компании традиционного сектора. Здесь есть определенный потенциал, потому что сегодня компании среднего размера - самые быстрорастущие на рынке. Долгосрочные портфельные инвестиции выгодны, только если вкладываться в технологические компании, которые сегодня определяют экономическое развитие в мире. Практически все транснациональные корпорации сегодня относятся к технологическому сектору. Крупные сырьевые компании, автомобилестроение, авиация, телекоммуникации, программное обеспечение - все это связано с развитием технологий.
За последние сто лет никакой другой сектор не оказал хоть сколько-нибудь сопоставимого влияния на рост экономики во всем мире и на жизнь отдельного человека. Поэтому если инвестор хочет большой отдачи от своих вложений, ему придется запастись терпением и выбрать долгосрочные инвестиции в технологический сектор: других вариантов сегодня быть не может.
Как мы видим, технологические компании сегодня можно встретить во всех отраслях. А все-таки, в каких сферах деятельности сегодня наибольший шанс получить инвестиции?
Игорь Агамирзян: Как и во всем мире, больше половины всех инвестиций в инновационные бизнесы в России сосредоточено в IT-сфере и телекоммуникационных технологиях. Наиболее активно в последнее время развивается также сектор e-commerce и Интернет в целом. Отдельно стоит выделить биотехнологические и фармацевтические компании. Впрочем, многие отрасли, которые очень нуждаются в поддержке и, на мой взгляд, являются вполне перспективными, остаются сегодня без внимания инвесторов. Речь идет в первую очередь об альтернативной энергетике и "зеленых" технологиях. Причина, по которой эти направления не популярны, та же, что и в целом при вложении в технологический сектор: инвесторы не видят перспективы быстрого возврата.
Об инновациях сегодня говорят все, на эти цели выделяются деньги, появляются стартапы. А какова, на ваш взгляд, сегодня ситуация со спросом на инновационную продукцию?
Игорь Агамирзян: Инновации не могут существовать вне рыночной среды, они всегда обусловлены спросом. И в сегодняшних реалиях надо учитывать, что в отличие от прежних индустриальных укладов в современной экономике этот спрос формирует не промышленность и не военно-промышленный комплекс, а конечные потребители.
В течение ХХ века факторы, наиболее сильно изменившие жизнь человечества, всегда были связаны именно с технологическим прогрессом. Автомобиль облегчил жизнь людей, изменив радиус мобильности, в большей степени, чем любая социальная революция. Невозможно не обратить внимания и на революцию последних десятилетий, связанную с появлением персональных компьютеров, Интернета, мобильных телефонов. Все это стало доступным и направлено на обслуживание наших с вами потребностей. При этом потребность эта может быть и скрытой: никто ведь не знал до появления Интернета, что без него мы не сможем представить свою жизнь. В России сегодня есть огромный спрос на инновации со стороны населения - те же мобильные телефоны люди меняют постоянно, растет и территория распространения Интернета. Но проблема в том, что российская экономика пока не способна этот спрос удовлетворить, поэтому деньги наших потребителей, увы, уходят зарубежным поставщикам. Что касается бизнеса, спрос на инновации с его стороны возникает только в конкурентной среде, когда появляется необходимость внедрять новые технологии. То есть компания должна понимать, что от развития тех или иных технологий будет зависеть ее успех на рынке и, соответственно, прибыль. В последние годы инновации стали пониматься как драйвер экономического развития. На мой взгляд, они имеют еще более широкий смысл: за последнее десятилетие они стали, в определенном смысле, основной возможностью и основным вызовом, который стоит перед человечеством. И нам важно правильно оценить этот вызов, чтобы адекватно на него отреагировать и не растерять тот потенциал, который у нас есть.