На "БелГАЗавтосервисе" собрали уникальный вездеход для полярников

В этом году суровая зима пришла в Беларусь как никогда рано, уже в середине декабря кое-где намело метровые сугробы. Самое время испытать только что построенный в ОАО "БелГАЗавтосервис" оригинальный вездеход, предназначенный для полярных исследований.

Вместе с руководителем проекта известным полярником Владимиром Драбо и его коллегами выруливаем из ворот предприятия по направлению к Минской кольцевой. Увы, пробка! Не сбавляя скорости, наша машина под изумленные взгляды водителей перевалила через метровый кювет и понеслась, поднимая облака искрящегося снега, по целине. Сразу стало ясно: вот ее стихия! Огромные, почти полутораметровые в диаметре и шириной 75 сантиметров колеса, изготовленные на белорусском предприятии "Белшина", не дают вездеходу проваливаться в снег и буксовать. А все потому, что удельное давление колеса на поверхность земли на порядок меньше, чем у обычного автомобиля.

Однако наши приключения только начинались. Вот мы нашли участок, изрытый строителями, и мне предложили занять водительское место. Честно говоря, почти на трехметровой высоте почувствовал себя не очень уютно. А вдруг аппарат перевернется! Опасения еще более усилились, когда, повинуясь указанию руководителя испытаний, пришлось направить машину на крутой бугор. Вот уже угол подъема превысил 45 градусов, перед капотом ничего не видно, кроме облаков. Того и гляди опрокинемся на крышу.

Но нет! Натужно рыча дизельным двигателем объемом 2,8 литра, наш "луноход" взобрался на вершину холма и тут же ринулся с него вниз. Как будто это торосы где-нибудь в Ледовитом океане.

Владимир Драбо, кажется, остался доволен и машиной, и произведенным впечатлением:

- Трудно даже сказать, чего наш вездеход не может разве что летать, - поясняет он. - Зато способен ездить по глубокому снегу, тундре, болотистой местности. Плавать, причем с полной полезной нагрузкой. Преодолевать крутые препятствия. И это при том, что машина оборудована всем необходимым для автономного путешествия в самых суровых условиях. Есть и лебедка, и автономный отопитель салона, и предпусковой подогреватель двигателя, и система спутниковой навигации, автоматическая подкачка колес и еще многое другое. Мы испытали двухосный вариант, но изготовлена и трехосная машина большей грузоподъемности, способная буксировать вместительный прицеп.

Все это делает минский вездеход крайне интересным не только для полярных исследователей, но и всех, кто живет и работает на российских Северах. Представьте, что в отдаленный поселок нужно срочно доставить доктора. Причем дело может быть не только зимой, но и летом. Пока преодолеть несколько сот километров в обоих случаях можно только на вертолете, поскольку гусеничный вездеход на десятки лет травмирует нежный растительный покров тундры. Но воздушный транспорт стоит дорого. Вездеход на шинах сверхнизкого давления обойдется в десятки раз дешевле и не нарушает растительность. Нужна такая машина и пограничникам, МЧС, охране природы, да много еще кому. В Минске уже побывали представители некоторых соответствующих российских структур. Мнение о новом виде транспорта - самое положительное.

Конечно, появился нынешний вездеход не на пустом месте. Его прообраз Владимир Драбо и его товарищи-энтузиасты построили еще в 1995 году, в рамках масштабной международной экспедиции совершили на нем уникальное автономное восхождение на Южный полюс и вернулись обратно. Американцы, вспоминает Владимир Никандрович, были поражены возможностями этого транспортного средства. Однако вряд ли бы смелые инженерные мечты белорусских полярников осуществились без поддержки руководителя ОАО "БелГАЗавтосервис" Михаила Супруновича, предоставившего и материальные ресурсы, и производственную базу. Неужели дело только в меценатстве? Михаил Андреевич видит и возможную деловую выгоду и поясняет:

- Для нас и для российской "Группы ГАЗ", которую мы представляем в Беларуси, такие вездеходы - новая рыночная ниша. Они могут быть востребованы не только на севере России, но и в Африке, Юго-Восточной Азии, где традиционный транспорт себя не оправдывает. Это уже подтвердили переговоры с представителями ряда стран. Так что если удастся приобрести дополнительные производственные мощности, мы намерены развернуть производство до 100 вездеходов в год. Для Беларуси это будет выгодный экспорто ориентированный продукт. Для "Группы ГАЗ" - расширение сбыта, поскольку до 70 процентов узлов и деталей в нашем вездеходе - от всем известной "Газели": кабина, двигатель, рама, главная передача. Хотя все, конечно, приходится переделывать.

Сбудутся ли планы? Хочется в это верить. Впереди - сертификация новой техники в органах стандартизации. Пока же уникальная новинка после нашего тест-драйва отправлена демонстрировать свои возможности в Нижний Новгород на годовое совещание дилеров "Группы ГАЗ".

Досье

Владимир Драбо - участник и руководитель более 30 арктических и антарктических экспедиций, проведенных с участием российских коллег, мастер спорта. Писатель. Действительный член Арктической академии наук (Санкт-Петербург), заслуженный путешественник России.