Рынок растет неравномерно, самый быстрый рост в Южном федеральном округе, до 10%, Центр и Поволжье - около нуля, Запад и Сибирь - плюс 5%. Урал "падает" - минус 2-3%. Об итогах и перспективах рынка пластиковых окон говорили участники "круглого стола", организованного РБК.
По словам председателя совета директоров группы компаний "СтиС" Дмитрия Сулина, по сравнению с 2011годом рынок светопрозрачных конструкций стал более зрелым, более профессиональным. Главным образом это выражается в том, что ценовая конкуренция отходит на второй план, рынок стал более плоским в плане сезонного фактора, нет ярко выраженного сезона, и постепенно сглаживается межсезонье. Подавляющее большинство участников рынка светопрозрачных конструкций, не крупные компании, а средние и мелкие начали позиционировать себя как бизнес. Раньше они себя ощущали на рынке как ремесленники. Они брендируются, создают продуктовые линейки, структурируют управление и бизнес-процессы. Все это в этом году стало максимально явным. Что касается конфликта интересов производителей окон и так называемых дилеров, то в этом году очень явно стало видно, что те оконные компании, которые много продают сами в розницу, чувствуют себя очень хорошо, они зарабатывают. Тем компаниям, которые строго себя позиционируют как производители, а не продавцы, удается зарабатывать все меньше и меньше, или, зачастую, вообще не удается. В результате конфликт усугубляется.
По прогнозу Д. Сулина, 2013 год видится проблемным. Во-первых, рост рынка - около нуля, плюс-минус 5%, по разным оценкам. Вторая проблема рынка - это грядущая ценовая война. К десяти существующим стекольным заводам в России добавляется еще четыре. Мощности вырастают практически на 40%. При этом экспортный потенциал рынка весьма ограничен, в странах, куда можно экспортировать, цены еще ниже, и там тоже перепроизводство. Таким образом, и следующие 1-3 года будут очень тяжелые для рынка пластиковых окон.
Директор по сбыту компании "Мако Фурнитура" Виктор Мелехов отметил, что на рынке происходят изменения структурного свойства во всех сегментах: производителей комплектующих, производителей окон и в сбытовых структурах. Отчетливо наблюдается тенденция к укрупнению компаний. Ценз, или порог, для выживаемости производителей окон становится выше. Сегодняшняя ситуация требует от компаний высокой эффективности. Ведущие игроки, производители окон, сосредотачивают свои усилия именно в этом направлении. Отстраивают внутреннюю логистику, взаимодействие с партнерами и поставщиками комплектующих, делая свои предприятия максимально эффективными. В этом году наблюдается некоторое снижение цены, оно обусловлено превышением производственных мощностей над спросом. Тем не менее и конечный заказчик окна, и производитель предъявляют к своим поставщикам и партнерам высокие требования в области сервиса. При нерастущем рынке расходы растут существенно, маржинальность бизнеса снижается.
Директор информационной компании "Окна Медиа" Ирина Обросова считает уходящий год непростым. Общий рост рынка, по данным компании, составил 4,5%, объем - 58 млн кв. м. При этом частный потребитель преобладает на рынке и составляет около 81%. Портрет потребителя в этом году значительно изменился. Уменьшился средний доход на одного члена семьи - в 2011 году он был 50 тыс. руб., в этом году - 40 тыс. руб. Частный клиент стал менее притязателен к таким критериям, как марка профиля, срок изготовления, но он стал более чувствителен к ценам.
Потребитель уже приблизительно наполовину остеклился. В этом году будет 46% остекленных зданий во всей России. От региона к региону разные цифры. В будущем мы столкнемся с тем, что рынок начнет стагнировать.
По мнению гендиректора компании "Оконный континент" Юрия Выдманова, в 2012 году начался диалог между участниками рынка. Были образованы профессиональные ассоциации и некоммерческие союзы, которые пытаются договориться между собой.