Последней премьерой календарного года в Мариинском театре будет 28 и 29 декабря опера "Дон Кихот" Массне, которая здесь не ставилась ни разу. Над постановкой работает международная команда во главе с режиссером Яннисом Коккосом, греком, много лет живущим во Франции. На его счету - десятки оперных постановок на сценах ведущих оперных домов мира. Сценограф по образованию, влюбленный в театр, он воспринимает спектакль как единый организм, в котором тесно взаимосвязаны все части, делая все для того, чтобы представить в своем "Дон Кихоте" незабываемое интеллектуальное зрелище.
Вы впервые работаете в России?
Яннис Коккос: Первый раз я оказался в России в Москве в конце 1980-х, когда вместе с режиссером Антуаном Витезом работал как сценограф над постановкой спектакля по "Федре" Расина с Аллой Демидовой в главной роли. Проект был почти готов, но, к сожалению, Витез умер. Меня просили поставить спектакль, но я отказался. Поэтому Москву я видел, а вот в Петербурге - первый раз.
У кого вы учились режиссуре?
Яннис Коккос: Дело в том, что моя первая страсть, которая длится до сих пор - сценография. Будучи сценографом, я всегда обсуждал и драматургию спектаклей, главным образом, с Антуаном Витезом, с которым проработал двадцать лет. Мой переход в режиссуру произошел очень органично, хотя я не думал, что буду ей заниматься. Но в юности у меня была мечта - поставить пьесу "Белая принцесса" Рильке, которая осуществилась в 1987 году. Постановка имела большой успех и вскоре мне сделали одно из самых экстравагантных предложений - поставить "Орестею" Ксенакиса в горах Сицилии в деревне Гибеллина, разрушенной землетрясением в 1968, с жителями этой деревни в присутствии Ксенакиса. Не знаю, как мне удалось ее поставить, но я сделал это. Ощущения были невероятные. Потом мне пришлось преодолеть себя, когда ставил "Бориса Годунова" в Болонье с Руджеро Раймонди в главной партии. С этого все и началось.
Массне сочинял своего Дон Кихота для Федора Шаляпина. В вашей постановке в двух первых спектаклях заглавную роль исполнит итальянец Ферруччо Фурланетто. Есть в Мариинском театре сегодня басы такого уровня?
Яннис Коккос: Шаляпиных не встречал, но мне кажется, что качественное обновление в новом поколении оперных певцов наметилось. В Мариинском театре меня впечатлил уровень вокальной подготовки солистов Академии молодых певцов - их энергия и желание работать. Шаляпин, безусловно, вошел в историю как выдающийся певец-актер. Когда режиссер Свободного театра Андре Антуан услышал его в "Дон Кихоте", сказал: "Когда я вас вижу, забываю, что вы поете". На самом деле, мне кажется, таким качеством должен обладать любой оперный певец. С Ферруччо Фурланетто я давно с ним знаком по постановкам в Вене и Ла Скала. Он много говорил о том, что мечтает спеть Дон Кихота, который наряду с Борисом Годуновым является его любимой партией. Ферруччо поразил меня своими актерскими способностями, не говоря о великолепных вокальных возможностях. С ним я могу заниматься настоящим театром.
Насколько опера Массне отличается от романа Сервантеса?
Яннис Коккос: В опере нет многогранности романа, Дон Кихот Массне связан с героем Сервантеса отдельными чертами. Говоря об опере важно помнить, что она написана под конец жизни композитора, когда он был болен, поэтому присутствие идеи смерти в опере очень сильно чувствуется. Начиная с III акта, в опере проявляются христианские образы, напоминая о крестном пути Христа на Голгофу. Хотя мне кажется, что Массне рассматривал духовное восхождение в более широком смысле. Как сценограф я представляю историю как путешествие без движения в едином пространстве, как вариации сна. Использование театра теней дает мне возможность обнажить резкие контрасты и показать легкость, чтобы передать атмосферу 1900-х годов, причем скорее французскую, чем испанскую.
Опера сегодня способна чему-то научить или остается в разделе "досуг и развлечения"?
Яннис Коккос: Оперный театр пытается воплощать мечту о том, что мы - вместе, по крайней мере, в те редкие моменты, когда мы сидим в театральном зале. Тогда и Дон Кихот появляется среди нас.
Дон Кихот много читал. Какие книги любите читать вы?
Яннис Коккос: Я много читаю. В Петербурге сейчас перечитываю "Петербургские повести" Гоголя. Из современных писателей очень люблю Кундеру, который, кстати, считает "Дон Кихот" величайшим романом всех времен. Очень люблю Филиппа Рота, роман "Пятно" которого, на мой взгляд, стал одним из самых значительных романов последних лет. Люблю Антонио Табукки, Итало Кальвино. В целом у меня очень классический вкус, "мои" писатели - Флобер, Мельвиль, Конрад, Шекспир и Чехов, многие другие. Древние греки для меня не являются древними, я обожаю Эсхила. Есть любимые писатели и среди современных греков, которые за пределами Греции, к сожалению, неизвестны из-за экономического кризиса.
А в Грецию вы часто приезжаете?
Яннис Коккос: Я сотрудничаю с греческими театрами. Ставил произведения Димитриадиса, "Орестею" ставил в Эпидавре. Запланировал поставить "Летучего голландца" в театре "Эродес Атикус" под Акрополем. Вагнер, как известно, мечтал быть как Эсхил.
У вас есть предложение по выходу Греции из кризиса?
Яннис Коккос: Все очень просто: нужно, чтобы эти долги были забыты, потому что мы никогда не сможем их отдать. Уничтожать целый народ из-за денежного вопросов нельзя. Нужно это все забыть и начать с начала. Простые люди ни в чем не виноваты: они расплачиваются за чужие долги. А те, кто должен нести ответственность, остаются безнаказанными. Надеюсь, божественная справедливость вступит в силу.
Мы в России тоже всегда на нее надеемся.