А когда все сведено к определенному алгоритму: я заказал - ты исполнил, - и появляется банальная утилитарность. Один из родителей мне как-то заявил: "Я к вам утром ребенка привел, день учите, вечером заберу". Пришлось объяснять, что школа - не камера хранения, а обучение и воспитание не ограничивается часами, проведенными за партой. Это процесс непрерывный, который осуществляется с участием не только школы, но и семьи, и учреждений дополнительного образования.
Я по натуре оптимистка, но даже при оптимистичном взгляде на вещи приходится признавать, что значительная часть педагогов (в школьной среде их иногда называют "урокодателями") предпочитает общаться с учениками только в ходе учебного процесса, "от звонка до звонка". А невысокая оплата труда заставляет брать "повышенные обязательства" - дополнительные часы, работать на полторы ставки. И даже учителя начальных классов умудряются параллельно вести два класса. И о какой творческой составляющей, духовной роли учителя при этом может идти речь?
Понятно, что дети такого делового подхода не могут не замечать и это невольно сказывается на микроклимате школы, меняет ее дух, внутреннее содержание. К счастью, в нашей школе мы сумели избежать утилитарного подхода и к процессу обучения, и к ученикам.
Можно сколько угодно ссылаться на внешние обстоятельства, на изменившийся мир, на экономические реалии, но без фанатичной любви к своей профессии настоящего учителя быть не может. Я уверена, что истинный учитель это не передатчик знаний, исполнитель заказа на образование, это - воспитатель. Ребенок, он ведь как хрустальный шар, который нужно бережно пронести и сделать так, чтобы он не разбился о жестокости мира.
К счастью в начальных классах учитель пока еще является непререкаемым авторитетом. И эту возможность воспитания маленького человека, душа которого как пластилин: что вылепишь, то и получится, - упускать никак нельзя. Понятно, что поколение детей изменилось, они стали более эрудированными, более включенными в социум. Изменились даже вопросы, которые они задают учителю. Если раньше в основном интересовались: "Кто? Где? Почему?", то сейчас меня впервые начали спрашивать: "А правда ли, что...?" То есть учитель должен выступать арбитром в потоке информации, который обрушивается на голову детей. В том числе негативной, скандальной.
Может быть, в этом тоже заключается роль учителя как воспитателя? Дети, конечно, накапливают социальный опыт и довольно хорошо понимают, что такое хорошо, а что такое плохо. Но чаще всего это теоретические представления. То, что они видят вокруг, зачастую эту теорию рушит. Может ли учитель противостоять таким реалиям? Надеюсь, может. Когда-то ставилось на то, что учитель должен воспитывать в детях патриотизм, трудолюбие, усидчивость... Сейчас, считаю, очень важно с первого класса прививать школьникам толерантность, уважительное отношение друг к другу, доброту, великодушие. Это та основа, на которой должно строиться общество.
Дети стали больше проявлять агрессивность друг к другу. Не поверите, но с этим сталкиваешься даже в первых классах. С одной стороны, агрессия из-за неумения высказать словами свои претензии, проще действовать кулаком. С другой, даже родители учат кулаками добиваться своего, "пробиваться" в жизни. Я слышала, как мама наставляет свою крохотулю дочь: "Обидели - дай сдачу!". Пришлось и маму переубеждать: важно научить ребенка решать проблемы не с помощью силы, а с помощью аргументов.
Кстати, педагогов конфликтологии пока не учат. А самому учителю ведь тоже очень часто не хватает умения выходить из конфликта и уж тем более, осознав, что сделал ошибку, признать ее и извиниться. Кто-то считает извинения - признаком слабости. Но я уверена - это показатель силы педагога, который не боится поставить себя на равных с учеником.
Нелли Кузнецова, учитель начальных классов школы N201 г. Екатеринбург