Идея столичных властей - сделать то же самое, что уже сделано на части железнодорожных вокзалов. Чтобы прилетевший не ломал голову, как ему уехать, да еще и желательно за те же деньги, что он заплатил по дороге сюда. Сегодня уехать из аэропорта на такси, по мнению многих путешественников, - целая проблема. Стоимость машины, взятой в аэропорту, до дома значительно дороже, чем от дома до аэропорта. Самые предусмотрительные заказывают такси заранее. Но и им приходится понервничать по приземлению: созвониться с водителем по прилету, гадая, приехал тот или нет, и если приехал, то как его найти. Пассажиры большинства крупных аэропортов мира избавлены от таких сложностей - очередь легальных таксистов с понятными часто едиными тарифами ждет за дверями терминала. У нас же "сервис" пошел дальше в прямом и переносном смысле - "зазывалы", и в Домодедове, и в Шереметьеве ловят клиентов в зоне встречи. Пройтись под ручку до машины с персональным "менеджером такси" обойдется в лишние тысячи-полторы. "Таксист возьмет с вас двойную цену за дорогу до дома, лишь потому, что ему необходимо отдать половину зазывале", - рассказал "РГ" таксист Дмитрий, одно время подрабатывавший в Домодедове на таких заказах. "Зазывал" в терминалах нет только во Внукове - но лишь на территории терминалов. "За площадь наша охрана отвечать не может" - говорит Елена Крылова, пресс-секретарь аэропорта.
Дептранс еще в прошлом году составил себе примерный план действий. Он есть в открытом доступе на сайте департамента: вместе с областью и аэропортами разработать единый порядок, администрациям аэропортов - обеспечить информацию и разметку.
"Нужна политическая воля", - говорит Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза, - "В аэропортах свои особенности - нет единого управляющего. Надо действовать совместно: администрации аэропортов, правительство Москвы и Московской области. Организовать линию - это уже дело техники".
Впрочем, помимо политической воли, которая, скорее всего, найдется, - столичные и подмосковные власти все чаще договариваются транспортные проблемы решать вместе - придется понять еще массу вопросов. Давать ли возможность увеличенной бесплатной стоянки таксистам - ведь ждать клиента в очереди можно долго. Как сделать так, чтобы угодить всем пассажирам - к примеру, если такси хочет воспользоваться семья с тремя детьми, каждому из которых нужно кресло своей категории. Или если едет большая компания, которая не помещается в легковушку - значит ли это что в очереди должен обязательно стоять минивэн или микроавтобус, и должен ли он стоять в общей очереди?
Сами аэропорты совсем не против наведения порядка среди такси. "Такси - это часть путешествия пассажира, и если что-то с вами случилось по дороге из или в аэропорт, а не в самом аэропорту, впечатление будет испорчено от всей поездки", - говорит Елена Крылова.
По словам Евгения Коноплева, руководителя пресс-службы аэропорта Домодедово, сейчас любое лицензированное такси может заключить договор с Московским аэропортом Домодедово и оказывать услуги на территории аэропорта. Чтобы уехать на таком такси, пассажирам следует обратиться на диспетчерские стойки TAXI, расположенные в аэровокзале в залах внутренних воздушных линий и международных воздушных линий. Клиент выбирает марку машины и маршрут следования и оплачивает поездку по установленным тарифам. Оператор заказа такси выдает клиенту чек, купон на поездку и вызывает водителя, который сопровождает клиента до автомобиля такси, тарифы приведены на сайте аэропорта. В то же время, пресс-секретарь аэропорта отметил, что контроль за выполнением требований российского законодательства в сфере таксомоторных перевозок находится в зоне ответственности Административно-транспортная инспекция Московской области.