Ветеран войны и труда Александр Васильевич Морозов (творческий псевдоним - Александр Громов) - человек, без сомнения, уникальный. Осваивать фортепьяно, ставшее смыслом его жизни, он начал в 30 лет, когда прошел войну, госпиталь, службу в войсках МГБ и демобилизовался в Ленинабаде (бывшая Таджикская ССР). Во время войны самостоятельно научился играть на трофейном аккордеоне, с которым после уговоров друзей и явился в Ленинабадское музыкальное училище. Закончив его по классу хорового дирижирования, Александр поступил на историко-теоретический факультет Ташкентской консерватории, чтобы стать теоретиком-музыковедом. Здесь бы, вероятно, и отыскалась вершина его музыкального олимпа, если бы не одно событие, перевернувшее всю его душу: в 1958 году Александр Морозов увидел по телевизору выступление американского пианиста Вэна Клайберна на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве и, что называется, "пропал". Заболел фортепьянной музыкой на всю оставшуюся жизнь.
- Когда я услышал, как он играл на рояле, у меня словно второе дыхание открылось, - рассказывает музыкант. - Я сказал себе: вот она, настоящая музыка - классика! И начал заниматься фортепьяно как одержимый фанатик. Без устали учил классические произведения и заканчивал консерваторию первым фортепианным концертом Чайковского.
Потом были годы преподавания в Ленинабадском музыкальном училище, в недружественные девяностые - переезд в Россию, в Кострому. И все это время как самую большую драгоценность и святыню он берег фотографию знаменитого американца, а пять лет назад даже написал ему письмо и пригласил посетить город на Волге.
"В Костроме есть много талантливых, музыкально одаренных детей. Пусть твои гениальные пальцы коснутся клавиш нашего рояля в филармонии. Это будет радостной сенсацией и счастливым праздником для костромичей", - говорилось в том письме.
Свой слушатель
Клайберн Александру Морозову не ответил, но богом для него быть не перестал. Постоянно следя за творчеством обожаемого кумира, Александр Васильевич по возможности сам выступал с концертами - не на самых престижных костромских сценах, но всегда находя своего слушателя и зрителя. А десять лет назад судьба свела его с солисткой Верой Лесиной (творческий псевдоним - Лада Троянова), и с тех пор они выступают исключительно в творческом тандеме, разработав специальную программу, представляющую собой попурри из известных советских песен вперемежку с фрагментами из классических произведений. Филармонические концерты для пожилых людей к 9 мая, в основе которых лежит эта программа, неизменно заканчиваются криками "браво!".
Правда, на главной сцене филармонии - за благородным роялем "Стенвей" - пожилому пианисту выступать пока не приходилось и, видимо, не придется: руководство филармонии считает его исполнительский уровень любительским и к дорогому инструменту не допускает, дозволяя выступать лишь перед "своей аудиторией" на рояле попроще. Тем более что 85-летний музыкант уже почти оглох - сказалась фронтовая контузия.
Но удивительно: если с собеседником Александр Морозов говорит с помощью слухового аппарата, то, садясь за рояль, он аппарат снимает (эта штука, оказывается, искажает звук) и играет, только глядя на руки и клавиши - по памяти. Без нот! Придирчивый специалист и просто хороший знаток классической музыки, конечно, найдет в этом исполнении огрехи, но надо ли их в данной ситуации искать?..
Мечта музыканта
А еще глухой костромской пианист мечтает сыграть для "всей России" - на Ярославском вокзале в Москве.
- Недавно приехав в Москву, на Ярославский вокзал, я поднялся на второй этаж, где стоит рояль, и начал играть, - рассказывает пианист. - Вокруг собрались пассажиры, обступили меня, слушали. Но ко мне тут же подошла полиция и сказала: "Нельзя". Почему нельзя? Почему меня выгоняют? Я пианист, я играю для людей. Для меня смысл - доставлять людям радость. Чем больше слушателей, тем больше вдохновения. Когда мне не разрешили, меня люди поддержали аплодисментами!
По мнению музыканта, вокзал - это вся Россия, самая лучшая эстрада и сцена. В свои 85 лет ради концерта на вокзале он готов раз-два в неделю ездить из Костромы в Москву (это минимум часов восемь), с несколькими пересадками, на неудобных электричках. Бесплатно отыграть час, два - сколько позволят - и возвращаться обратно!
- Я получаю колоссальное удовлетворение, когда играю! - восклицает дедушка Морозов. И по тому, как у него горят глаза, я понимаю, что он поедет, сдюжит, устроит аншлаг.
- Мне только 85! - продолжает он. - Я не старею, потому что мои разум и психика настроены еще как минимум на 10 лет жизни, поскольку моя мама умерла в 95 лет. А там, может, и до ста лет доживу. Ведь когда человек говорит, что ему "уже", да еще идет и в землю смотрит - он уже "туда" смотрит. А я смотрю прямо перед собой, каждое утро делаю гимнастику, не курю и алкоголем не злоупотребляю. А если выпиваю - то только водочку. И, конечно, черпаю вдохновение в музыке - я абсолютно уверен, что она продлевает жизнь.
...Вот такой удивительный музыкант живет в старинном городе Костроме. Мы очень надеемся, что его желание играть для "всей России" в наступающем году обязательно сбудется. "Российская газета" сделает для этого все возможное. Должны же и белобородые волшебники иногда получать подарки...