По поручению президента в ряде субъектов Российской Федерации была осуществлена апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. А с сентября 2012 года этот курс преподается в 4-5 классах всех школ России. Родителям учащихся предоставлено право выбора курса религиозной культуры или альтернативного ему курса светской этики. Правда, этот выбор они должны теперь осуществлять "с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Закон предусматривает конфессиональную экспертизу примерных образовательных программ по ОРКСЭ. Такая экспертиза будет проводиться централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями в порядке, определенном Минобрнауки России. Цель экспертизы заключается в определении степени соответствия содержания указанных программ конкретному вероучению.
Конфессиональная экспертиза предусмотрена и для примерных образовательных программ по теологии. Однако, определяя особенности теологического образования в государственных и негосударственных вузах, законодатель предусмотрел и конфессиональный подход не только к экспертизе программ, но и к педагогам: преподаватели теологии должны иметь рекомендацию централизованной религиозной организации. В противном случае они не будут допущены к преподаванию этого курса.
А вот для педагогов государственных и негосударственных образовательных организаций новый закон устанавливает запреты в части использования образовательной деятельности в целях религиозной или антирелигиозной агитации, в том числе путем сообщения учащимся недостоверных сведений о религиозных традициях народов. Нарушение данных запретов может привести к увольнению педагога.
Для духовных образовательных организаций предусматривается возможность реализовывать:
- не подлежащие государственной аккредитации программы профессионального религиозного образования,
- подлежащие государственной аккредитации образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (например, программы в области теологии).
Закон предусматривает право духовных образовательных учреждений и иных образовательных организаций, созданных религиозными организациями, устанавливать специфические (основанные на внутренних установлениях) условия приема (отчисления) учащихся и их права и обязанности. Данная норма позволяет духовным образовательным учреждениям требовать от абитуриентов предоставления письменной рекомендации духовника; не допускать прием на пастырские отделения лиц женского пола.
В законе отсутствовали правовые гарантии учета богословских степеней и званий преподавателей духовных академий и семинарий в ходе аккредитационной экспертизы таких учебных заведений. Заместителю председателя Госдумы Александру Жукову удалось внести в закон поправку, в силу которой при лицензировании и государственной аккредитации духовных образовательных организаций должны учитываться сведения не только о педагогах, имеющих ученые степени и звания, подтвержденные документами государственного образца, но также сведения о педагогах, имеющих богословские степени и звания.
Об образовательных организациях, учрежденных религиозными организациями. Новый закон предусматривает право частных школ и вузов включать в вариативную часть образовательной программы Закон Божий и другие предметы, обеспечивающие религиозный компонент. В свою очередь, для образовательных организаций, созданных религиозными организациями, включение таких предметов в вариативную часть образовательной программы станет обязательным.
Примерные образовательные программы по Закону Божию и другим предметам, содержащим религиозный компонент будут утверждаться централизованной религиозной организацией. Учебно-методическое обеспечение таких программ будет осуществляется тоже ей.
В новом законе закреплено право образовательных организаций (в том числе государственных) и педагогов ОРКСЭ или предметов в области теологии, получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях. При этом государственное финансирование общественной аккредитации запрещено.
Новый закон не декларирует принцип равного государственного финансирования государственных, муниципальных и частных дошкольных и общеобразовательных организаций, к которым, в частности, относятся общеобразовательные организации, созданные религиозными организациями.
Вместе с тем, согласно нормам п. 3,6 ч.1 ст. 8 и ч. 5 ст. 99 закона, частные дошкольные и общеобразовательные организации будут финансироваться за счет субсидий субъектов РФ по нормативам, определенным субъектами РФ для муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций и включающим расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Таким образом, закон расширяет перечень затрат частных образовательных организаций, подлежащих финансированию за счет государства. К таким затратам теперь относятся не только расходы на оплату труда педагогов, но и некоторые другие расходы, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг.
Норматив будет определяться в расчете на одного обучающегося с учетом типа образовательной организации (отдельно для школ, гимназий, лицеев и т.п.) и других критериев, исчерпывающий перечень которых установлен ч. 2 ст. 99 закона.
Согласно ч. 3 данной статьи расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации. Исходя из смысла п. 3,6 ч.1 ст. 8 и ч. 5 ст. 99 закона данная норма должна распространять свое действие и на частные образовательные организации. Однако прямого указания на этот счет закон не содержит.
Помимо норматива финансирования, предусмотренного п. 3,6 ч.1 ст. 8, закон вводит понятие "нормативных затрат на оказание государственных или муниципальных услуг”. Порядок определения и финансирования таких затрат закон не устанавливает. Скорее всего, речь идет о некоем дополнительном нормативе финансирования федеральных, региональных и муниципальных образовательных организаций, который будет определяться учредителями таких организаций самостоятельно.