Контракт с китайской фирмой по установке на автотрассах Киргизии (КР) камер видеофиксации и созданию в стране единого центра учета правонарушений будет денонсирован. Общественность оповестил об этом министр внутренних дел республики Шамиль Атаханов. По его словам, договор не имеет под собой достаточного технико-экономического обоснования. Кроме того, он был разработан и подписан без участия министерства иностранных дел КР, что является нарушением местного законодательства.
Проект "Безопасный город", напомним, входил в число инициатив, предложенных в начале 2012 года правительством во главе с Омурбеком Бабановым. Его главная цель - установка на улицах, перекрестках городов и автодороге Бишкек - Каракол специальных видеокамер, способных фиксировать нарушения правил дорожного движения в автоматическом режиме. В этом случае водители получали бы уведомления о штрафах по почте, как это происходит, например, в странах Европы. Также проект подразумевал создание в республике единого центра учета и регистрации преступлений при МВД.
Победителем объявленного министерством внутренних дел тендера- возглавлял ведомство тогда Зарылбек Рысалиев - стала китайская компания. Она собиралась вложить в реализацию проекта 85 миллионов долларов собственных средств. На эти деньги планировалось установить одну тысячу 700 видеокамер на главных и второстепенных перекрестках столицы, рынках и в местах массового отдыха горожан. Возвращать инвестиции компания намеревалась за счет взимаемых с нарушителей штрафов. По предварительной договоренности, последние распределялись бы между китайской и киргизской сторонами на паритетной основе - 50 на 50. При таком раскладе срок окупаемости "Безопасного города" составил бы примерно 10 лет.
Как считают независимые эксперты, именно из-за распределения "штрафных" средств, а не плохого технико-экономического обоснования проекта китайской компании и МВД не удалось прийти к компромиссу. Шамиль Атаханов, сменивший на посту главы ведомства Зарылбека Рысалиева, скептически отнесся к предложенной схеме. "Только в одном Бишкеке почти 200 тысяч автомобилей. Если штрафовать даже два с половиной процента нарушителей, выходит пять тысяч автомобилей в день. Нужна отработанная, централизованная система взимания штрафов, чтобы избежать неразберихи и столпотворения", - сказал он. Министра поддержали и депутаты парламента. По их мнению, получение китайской компанией 50 процентов от взимаемой суммы не соответствует национальным интересам Киргизии. Все штрафы - речь идет примерно о 60-80 миллионах сомов ежегодно - должны поступать в республиканский бюджет.
В министерстве внутренних дел КР не отвечают на вопрос "готово ли ведомство к возможному судебному иску со стороны компании". Также не известно, намерена ли последняя отстаивать свои интересы в суде и какова дальнейшая судьба "Безопасного города". Стоит отметить, что этот проект положительно оценили горожане.