Итак, законопроект запрещает работодателю привлекать иностранных работников в качестве ВКС для работы продавцами. Статус ВКС иностранному работнику присваивается по единственному критерию - его годовая зарплата не должна быть менее 2 млн рублей. Никаких других опознавательных признаков специалиста высшей квалификации нашим законодательством не предусмотрено. При этом такие иностранные работники находятся в привилегированном положении. На ВКС и членов его семьи не распространяются квоты на выдачу приглашений в страну и разрешений на работу.
Преимуществами статуса ВКС тут же воспользовались предприимчивые иностранные торговцы. Трудовые мигранты приезжают просто торговать на рынках, но работодатель гарантирует им нужную для статуса зарплату - и проблема с квотами решена. По данным ФМС, свыше 20% въехавших в Россию ВКС занимаются торговлей. Когда же будет принят закон, у торговых предприятий уже не останется лазеек, чтобы пропихнуть за прилавок своих.
Однако кто даст гарантию, что псевдо-ВКС у нас только в торговле? А главное - почему государство отказывается от своего права регулировать рынок высококвалифицированных работников? Внесенный в Госдуму законопроект предлагает не только принимать ВКС без всяких квот, но и не распространять на них т.н. допустимую долю иностранных работников в тех или иных отраслях экономики. Сейчас власти имеют возможность ограничивать эту долю.
Пока это касалось немногих отраслей и профессий. Да и самих ВКС у нас пока не так много. Но процесс-то идет. И никто не знает, какие перекосы возникнут на рынке труда завтра. Кто поручится, что через какое-то время не только в торговле, но и в наших ведущих научных лабораториях, на стратегических предприятиях все ключевые должности не будут заняты иностранцами? Сейчас у государства есть право влиять на эти процессы. Оно может им воспользоваться, а может не воспользоваться. Но зачем от этого права добровольно отказываться? Оно кому-то мешает?