Карен Аванесян, заслуженный артист России
Главным плюсом публичных лекций, о которых "Российская газета" пишет на 1-й и 9-й полосах, является то, что они будут вестись не из-под палки, а на совершенно добровольной основе. Каждый сможет заплатить определенную сумму, пойти посмотреть или послушать то, что интересно именно ему.
Ведь всем известны случаи, когда детей заставляют учить предметы, которые им совершенно неинтересны, а, возможно, даже не нужны. На своем примере могу сказать, как не любил изучать школьную литературу по программе. Это происходило по многим причинам. В первую очередь потому, что 13-16 лет - это переходный возраст и хочется больше играть и гулять. Но прошли десятилетия, и я перечитал то, что раньше давалось с трудом или вообще не преподавалось, например "Бесы" Достоевского, Льва Толстого и многое другое. И я это воспринимал уже совершенно по-другому. Многих моих сверстников заставляли ходить в театр, чтобы смотреть спектакли на ту же школьную тему. Я их посещал, потому что уже болел театром, но одноклассники очень противились. Бывают, конечно, исключения, когда человек по принуждению, скажем, играет в юные годы на пианино, ненавидя музыку, а потом становится великим музыкантом. Но это случается редко.
Поэтому я бы сейчас с удовольствием ходил на публичные лекции. Конечно, сравнивать такие лекции с выступлениями, например, шестидесятников в музеях очень сложно. Это была пора оттепели, когда приоткрылась немного форточка и люди приникли к ней, чтобы глотнуть немного воздуха. Как сказал Авраам Линкольн: "Можно долго обманывать часть народа или недолго обманывать весь народ. Но долго обманывать весь народ невозможно". А сейчас люди ни во что не верят, живя в процессе некого нигилизма. Возможно, что-то подобное и вернется, но надо иметь в виду, что времена еще не те.
Если проект таких лекций останется в силе, мне кажется, спустя какое-то время они получат большую популярность. В любом случае, для общей образовательной системы это было бы очень полезно. Мне кажется, надо особенно развивать знание истории. Я часто бываю в Америке и вижу, как там всюду пропагандируется, что они выиграли Вторую мировую войну, а мы где-то на задворках этой победы. У моего отца было три брата, двое из которых погибли на фронте, и мне, как человеку из семьи фронтовиков очень неприятно это слышать.
Но, безусловно, здесь важны несколько моментов. Во-первых, стоимость. Во-вторых, качество преподавания, поскольку существуют учителя, которые даже скучные темы могут преподнести очень интересно. И, в-третьих, сама идея. Если это все будет устроено на простой коммерческой основе, как у нас часто случается, то пользы не будет никакой.