Когда филиппинское правительство впервые задумалось о ГЧП?
Джозеф Луфкин: Впервые о ГЧП на Филиппинах заговорили в начале 1990-х годов, однако широкое развитие оно получило только в 2010 году после избрания на пост президента страны Бенигно Акино. С его приходом ГЧП стали рассматривать в качестве основного средства решения стоящих перед государством задач в области развития и модернизации инфраструктуры. Кроме того, ГЧП полностью соответствует духу проводимых правительством экономических реформ, основанных на прозрачности, ответственности и надежном партнерстве с частным сектором.
Каковы были первые проекты ГЧП? С какими сложностями столкнулись партнеры при их реализации?
Джозеф Луфкин: Интересно, что первому совместному проекту государства и бизнеса на Филиппинах более ста лет. Речь идет о компании "Мералько", коммунальном предприятии, созданном в 1903 году для организации уличного освещения и общественного транспорта на условиях концессии. Если же говорить о последних двадцати годах с момента принятия закона о СЭП (строительство-эксплуатация-передача - одна из форм ГЧП) были проекты и неудачные, и успешные. Наиболее неудачным является проект строительства третьего терминала Международного аэропорта Манилы, который завершился убытками и правовой неразберихой, после того как Верховный суд Филиппин объявил контракт между частным и публичным партнерами недействительным на основании вскрывшихся фактов того, что договоренности были несправедливыми и противозаконными. В итоге терминал был законсервирован на годы и достроен только совсем недавно.
Проекты строительства платных магистралей Северный и Южный Лусон также признаются неудачными из-за претензий пользователей и нежелания политиков поднимать плату за проезд, для того чтобы инвесторы могли покрыть свои расходы. С другой стороны, новая магистраль Сабик-Кларк-Тарлак - самая длинная платная дорога в стране - вполне успешный проект ГЧП.
Нынешнее правительство старается извлекать уроки из ошибок прошлого, чтобы улучшить отношение к ГЧП со стороны частных партнеров. Насколько эффективна новая политика, пока рано судить, но для примера, в 2012 году были достигнуты договоренности о реализации 8 проектов, 6 из которых начнут осуществляться уже в этом году. Правительство часто критикуют за задержки при реализации проектов. В ответ его представители ссылаются на необходимость их тщательной проверки на предмет прозрачности всех юридических процедур, что должно обезопасить частных инвесторов от коррупционных рисков. Это, безусловно, положительный момент. Проблемы с контрактами, коррупция, смена политического курса после выборов и зачастую противоречивая нормативно-правовая база долгое время служили головной болью для инвесторов, но сейчас кажется, что у них растет оптимизм в отношении реформ, которые проводит правительство с целью предотвратить в будущем перечисленные проблемы при реализации проектов ГЧП. В целом положение дел улучшается - Филиппины поднялись на 11-е место в рейтинге финансового развития по итогам 2011 года. Одновременно с ростом финансовой привлекательности изменяется к лучшему и отношение к ГЧП.
Какие правовые акты регулируют ГЧП на Филиппинах?
Джозеф Луфкин: ГЧП регулируют закон о СЭП 1993 года, а также пересмотренные в 2012 году правила реализации проектов ГЧП. Многие считают, что упомянутый закон не отражает современного понимания ГЧП, закрепившегося в мировой практике. В частности, Совет по национальной экономике и развитию (СНЭР) при правительстве страны старается сформировать ясную национальную политику в сфере ГЧП и усовершенствовать законодательное поле, например, ввести новые формы ГЧП.
Какие организации вовлечены в процесс ГЧП в стране?
Джозеф Луфкин: В 2010 году наш старый Центр СЭП был переименован и реорганизован в Центр ГЧП Филиппин. Реорганизация включала в себя также перенос ответственности за развитие ГЧП от министерства промышленности и торговли к СНЭР. Центр ГЧП оказывает содействие при реализации проектов ГЧП, предлагая широкий спектр связанных с этим процессом услуг. Прежде всего в ведении центра находится система развития и мониторинга проектов, которая представляет собой фонд, из которого покрываются расходы на подготовку проектов и проведение тендеров. Наличие подобной системы является особенностью ГЧП на Филиппинах. Ее финансирование осуществляется за счет средств филиппинского правительства, правительства Австралии и Азиатского банка развития. Кроме того, Центр ГЧП выполняет другие функции: управляет центральной базой данных программ и проектов ГЧП, проводит подготовку кадров.
Какова доля международных инвестиций на филиппинском рынке ГЧП?
Джозеф Луфкин: Иностранные инвесторы держали большую долю не только рынка ГЧП, но и всего инвестиционного рынка на протяжении целого столетия. Сейчас национальные бизнес-группы успешно конкурируют с ними за контракты ГЧП. Например, в 2011 году корпорация Ayala получила первый проект ГЧП - строительство дороги стоимостью 47,7 млн долл. В прошлом году корпорация Megawide заключила с министерством образования контракт стоимостью почти 400 млн долл. на строительство 9300 классных помещений. При выборе частного партнера на первом месте стоит экономический интерес. Контракты получают и национальные, и иностранные фирмы.
Что вы думаете о реализации проектов ГЧП в России?
Джозеф Луфкин: Я уверен, что ГЧП будет успешно работать в вашей стране при условии - и это ключевая вещь, - что люди в правительстве смогут смотреть на проекты ГЧП так, как на них смотрит инвестор или частный партнер. То есть понимать, будет ли на них спрос со стороны общества. Еще один момент касается подготовки проектов. Она дорога, но частные инвестиции не пойдут в плохо подготовленные и не обеспеченные всей необходимой документацией проекты.
Редакция "РБГ" признательна департаменту международного сотрудничества Центра развития ГЧП за содействие в организации интервью.