В проекте вводятся новые понятия, предусмотрены ежегодные планы и сводные долгосрочные прогнозы, подробно описывается каждая стадия госзакупки, вводятся специальные структурные подразделения в организации заказчика и многое-многое другое.
При этом, как сказано в самом проекте закона, при выборе способа заказчик обязан учитывать установленные законом условия применения процедур закупок и исходить из необходимости обеспечить конкуренцию среди участников процедур закупок.
Авторы проекта считают, что способов размещения заказов должно быть больше, чем есть на данный момент, аргументируя это тем, что товаров, работ и услуг - огромное количество и потому закупать их надо разными способами в зависимости от их специфики, а также специфики рынков, на которых они производятся.
Они делают упор на то, что основным способом размещения заказа должен стать конкурс, считая, что он подходит для большинства продуктов и рынков. А когда для конкретного вида закупок процедура конкурса избыточна или недостаточна, будут применяться другие процедуры.
Гражданам и организациям будет предоставлено право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований, установленных данным законом, объединяясь на добровольной основе в общественные объединения. Эти объединения смогут готовить предложения по совершенствованию закона, направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов и многое другое.
Ко второму чтению законопроекта Госдума вносит в проект документа три существенные поправки. По словам руководителя рабочей группы Игоря Игошина, речь идет об антидемпинговых мерах, изменении процедур упрощенных закупок и расторжения контракта.
По словам Игошина, ряд одобренных группой поправок носят ярко выраженный антикоррупционный характер. В частности, ко второму чтению существенные изменения может претерпеть статья об антидемпинговых мерах.
В принятом в первом чтении варианте предусматривалось, что участник, снижающий цену более чем на 25%, должен будет предоставить конкурсной комиссии соответствующие обоснования, например дополнительные документы. Однако такой подход позволяет организаторам торгов, в случае если цена завышена, отсекать добросовестных поставщиков, предлагающих продукцию по реальной цене, признавая их документы недостаточно обоснованными. В соответствии с поправкой участник, предложивший такое резкое снижение, должен будет вместо обоснования предоставить повышенное в 1,5 раза обеспечение исполнения контракта.
Депутат Виктор Климов также считает, что увеличение финансовой гарантии - эффективный инструмент, так как он не допустит к исполнению контрактов производственно несостоятельных поставщиков. Согласно предложенной поправке, в случае неисполнения или несвоевременной поставки они понесут большие материальные убытки.
Самые большие изменения в проекте коснутся процедуры упрощенных закупок. В первом чтении версия законопроекта предполагала использование этой процедуры для закупок, которые нужно провести до конца финансового года по ускоренной схеме.
По словам И. Игошина, в ходе рассмотрения этого вопроса стало ясно, что недобросовестные заказчики могут ее использовать, намеренно оттягивая начало процесса закупок, а затем проводя их по упрощенной, гораздо менее защищенной от коррупции процедуре.
Законопроектом о ФКС вводятся возможности одностороннего расторжения контракта. Эта процедура в действующем законе не предусмотрена. На сегодняшний день госзаказчики в случае неисполнения поставщиками своих обязательств вынуждены годами расторгать контракты. Между тем с ее введением у недобросовестных заказчиков появляется возможность для вымогательства под угрозой расторжения контракта.
По словам Виктора Климова, рекомендуется ввести в процедуру расторжения контракта независимую экспертную организацию, которая будет давать заключение о неисполнении поставщиком обязательств. Оно и станет основанием для принятия решения об одностороннем расторжении контракта.
С учетом поправок новая система госзакупок с 2014 г. будет выглядеть так: появятся новые способы выбора поставщика, а основным видом закупок вместо электронного аукциона станет конкурс. ФКС предусматривает три вида конкурса: открытый, двухэтапный и с ограниченным участием. Аукционы могут быть открытыми (только в электронной форме) и закрытыми, допускаются запросы котировок и предложений. Решением правительства, как и сейчас, закупить товар или услугу можно будет у любого поставщика и по любой процедуре.
Оценивать заявки поставщиков чиновники смогут по цене, расходам на эксплуатацию, ремонт товаров или по использованию результатов работ, качественным, функциональным и экологическим характеристикам. По сравнению с действующим порядком значительно расширяются возможности оценивать квалификацию участников торгов. Можно проверять наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ценностей, опыта и деловой репутации специалистов.